Наталья Жигунова
Конспект занятия опытно-экспереминтальной игровой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие Капельки»
Группа: Вторая младшая «А» (Исследовательская игра)
Конспект совместной игровой деятельности с детьми 4 – го года жизни.
Цель: Развитие у детей познавательных интересов через совместную игровую, познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи: Развивающий аспект:
1. Развивать творческую активность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Публикация «Конспект занятия опытно-экспереминтальной игровой деятельности детей» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
2. Развивать мелкую моторику, зрительно – моторную координацию.
3. Развивать грамотную монологическую речь, обогащать словарный запас.
4. Развивать сенсорные и творческие способности, воображение и фантазию.
5. Стимулировать интерес детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных интеллектуальных задач.
Воспитательный аспект:
1. Развивать умения работать, налаживать партнерские отношения в процессе игровой совместной деятельности.
2. Укреплять интерес к совместной игровой деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
3. Прививать бережное отношение к природе, её водным ресурсам.
4. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
5. Воспитывать аккуратность при обращении с водой.
6. Воспитывать экологическую культуру.
Обучающий аспект:
1. Познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы; вода – растворитель.
2. Закрепить знания детей о свойствах воды : вода бывает разной температуры; вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха; вода испаряется; существует три состояния воды; вода течет, она – жидкость.
3. Формировать у детей умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач.
4. Продолжать учить детей безопасному поведению на воде.
Оборудование и материалы:
Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы; кисточки и краски для исследования свойств воды; молоко; картинки; Капитошка ; мультфильм «Капитошка», кувшин с водой.
Планируемый результат:
Используемые в ходе совместной игровой, познавательно – исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
• Проявление интереса к игровой, познавательно - исследовательской деятельности;
• Самостоятельность в исследовании свойств воды.
• Активность, творчество в выполнении различных видах деятельности
• Инициативность в общении со сверстниками и взрослым.
В ходе организации совместной игровой, познавательно – исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видах деятельности : игровой, двигательной, коммуникативной.
Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность (1 мин.)
Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Игровая ситуация, побуждающая интерес к новому знанию.
Актуализация знаний детей
Включение детей в целеполагание
Побуждение к деятельности
Игровое упражнение «Наши помощники»
Эмоциональный настрой
Опыт 1. «Какого цвета вода?»
Включение детей в обследовательскую деятельность (5 мин)
Проблемный вопрос
Выводы детей
Опыт 2 «Разноцветная вода»
Выводы детей
Физминутка «Веселое путешествие»
Звучит музыка из мультфильма «Капитошка», появляется Капитошка.
Опыт 3 «Очистка воды»
Рефлексия
Придумано кем – то и просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!».
Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!
Здравствуйте, дети!
Организует диалог:
- Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наеться, не напиться! Смею вам я доложить: без нее нам не прожить!
-Итак, как вы уже догадались, о чем наше стихотворение?
Правильно, о воде.
-А зачем человеку нужна вода? А чтобы было бы если б не было воды?
Правильно, без вода все живое погибнет, вода - это жизнь!
-А у воды есть свойства, а какие мы скоро узнаем.
– Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять ее свойства, а для этого нам понадобятся наши помощники:
• Первый помощник – умная голова.
Будет сложная игра- думай, думай голова!
• Помощники – ушки на макушке:
Послушаешь задание внимательно – и выиграешь обязательно!»
• Помощники – наши глазки:
Разминка для глаз – поиграем сейчас!
• Помощники – наши ручки:
Надо ручки нам размять, будут пальчики играть!
• Помощник – наш рот:
• Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре.
Смело, честно говори,
И тихонечко сиди!
-Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобится некоторые материалы: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы; вода, молоко.
- Возьмите каждый по стаканчику с водой, молоком, емкости разной формы; кисточки; краски
На столе у вас два стакана : один - с водой, а другой - с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой.
-Нам видно картинку?
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Какой мы можем сделать вывод:
Правильно, через воду рисунок виден, а через молоко – нет.
Значит вода – прозрачная жидкость.
– Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдаем, как изменяется вода.
-Делаем вывод: вода прозрачная жидкость, она меняется с помощью разных красителей.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веселое путешествие» :
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно, плыть нам как дельфины нужно.
Вышли на берег крутой и отправились домой!
- Дети, посмотрите, к нам пришел в гости Капитошка.
Почему он стал таким грязным? Вот какую историю Капитошка рассказал:
Жила в речке дружная семья капелек: Кап-мама, Кап-папа, Кап – дочка и Капитошка. Капитошка. Речка была чистой, и звали ее Прозрачная. Рядом, на берегу, в лесу жили соседи: тетушка-береза, девочка-ромашка, на дереве жила белочка со своими детками. Каждое утро семейство Капелек отправлялось в гости.
Кап-мама поливала березку и ее знакомые деревья. Кап- дочка несла воду ромашке и всем растениям в округе, Капитошка поил белочку и ее друзей, а Кап-папа помогал человеку поливать огород и вести хозяйство. Соседи были очень дружны и очень любили эту дружную семью, потому что вода- это основа их жизни.
Но вот речка Прозрачная начала болеть. Вода из прозрачной превратилась в разноцветную, потому что завод резиновых игрушек стал сливать свои отходы прямо в реку; жители сливали моющие отходы и часто мыли машины на берегу, сливали нечистоты с ферм, приезжие туристы выбрасывали мусор прямо в реку. Капельки в реке уже были не прозрачные, а пятнистые. Они заболели, перестали ходить в гости к своим соседям, и всем в округе стало тяжело. Листья у березки поблекли, ромашка стала вянуть, шерсть у белочки перестала блестеть, а огород превратился в мертвое царство.
-Дети, а как помочь Капитошке?
Правильно, нужно речку Прозрачную очистить от разных красителей, а для этого нам понадобится : емкость с водой, масло, салфетка -фильтр.
Я налью масло в воду.
- Посмотрите, что происходит с маслом? А с водой?
Масло осталось плавать на поверхности воды.
- А можно пить такую воду?
Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? Правильно, ее нужно очистить. Я беру в руки стакан, накрываю его салфеткой и начинаю медленно наливать в него нашу непригодную для питья воду.
- Аккуратно уберем фильтр и посмотрим: какая стала вода? Правильно, вода стала чистой, а масло осталось на салфетке.
-Дети, а разве можно купаться в грязной воде?
- А пить эту воду можно?
- А бросать в воду разный мусор можно? Почему?
- Как вы думаете, мы помогли Капитошке? Посмотрите, от ваших ответов Капитошка стал совсем чистым.
Что новое узнали?
На память о нашей игре я хочу подарить вам капельки – рисунки, с помощью карандашей и красок вы можете их разукрасить в разные цвета.
Дети здороваются
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети выполняют игровые движения за воспитателем
Ответы детей
Дети берут стаканчики, емкости разной формы, садятся на место.
Ответы детей.
Дети высказывают свои предположения
Дети экспериментируют с помощью краски
Ответы детей.
Дети высказывают свои предположения
Дети выполняют движения за воспитателем
Дети слушают сказку
Ответы детей
Ответы детей
Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной игровой деятельности.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной игровой деятельностью.
Выводы детей
Дети высказывают свои предположения