Горбунова Татьяна
Конспект занятия «Они защищали Родину»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «Они защищали Родину».
МКДОУ «Новоусманский детский сад № 1 ОВ»
Воспитатель 1КК: Горбунова Татьяна Васильевна.
Возрастная группа: подготовительная, 6-7 лет.
Цели:
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Они защищали Родину“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Формировать личность гражданина и патриота России, закрепить и систематизировать знания о событиях Великой Отечественной войны.
Воспитывать любовь и благодарность к людям старшего поколения воевавшего на войне.
Воспитывать любовь к Родине.
Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Ход занятия:
В - ль: Ребята, вспомните, к какому знаменательному событию готовится вся наша страна.
Подумайте, почему мы так любим и уважаем этот праздник-День Победы? С какими событиями он связан? (Ответы детей)
Хорошо дети. Сегодня мы с вами еще раз вернемся в памяти к этим суровым, но памятным годам. Поговорим о новых фактах Великой Отечественной войны.
Рассмотрим на экране карту нашей страны. (Дети подходят к экрану, рассматривают).
В - ль: Ребята, это территория нашей страны – Российской Федерации. Раньше наша страна называлась СССР (расшифровать). А вот эта полоска, как вы думаете, что это (Дети -граница нашей страны). Правильно. А как вы думаете, кто охраняет рубежи нашей страны на границе? (Ответы детей)
Так вот, дети. Первый удар ВО войны обрушился на наших пограничников. Посмотрите на карту. Вот город Брест. Он обозначен маленьким кружочком, но на самом деле это большой город. В 1941году в нем располагалась пограничная военная часть, поэтому город называли крепостью. На Брестскую крепость посыпались первые немецкие бомбы и снаряды. (Посадить детей)
Враг напал внезапно; в 4часа утра, после выходного дня военный городок спал, только часовые стояли на посту. Раздался страшный грохот, задрожала земля от взрывов и гула танков, засвистели пули. Люди в панике выбегали из домов. По нашей земле шли в наступление немецкие танки, пехота, самолеты. Всем стало ясно – началась война. (Музыка – «Священная война», слайды о начале войны). Люди всей страны записывались в ряды Красной Армии.
А солдаты – пограничники Брестской крепости не дрогнули. Шли жестокие бои. Много было раненых, погибших. Больше месяца бойцы не сдавались. Им не хватало воды, пищи, лекарств, боеприпасов. Но все жители крепости стойко сражались. По ночам они не заметно от врага пробирались к складам и вооружались, чтобы утром дать отпор. Фашисты думали, что сразу захватят Брестскую крепость, но не тут – то было.
В - ль: + слайды Долго немцы крепость бомбили,
Долго взять ее не могли.
Сколько сил они положили
На этом участке земли.
С каждым днем оборона слабела,
Не слабел только дух боевой.
И земля и небо горели –
Не сдавался город – герой.
В - ль: Ребята, как вы думаете, какими были защитники Брестской крепости?
Подберите слова, характеризующие защитников Брестской крепости. (ответы детей).
Итог – настоящими героями.
В – ль: Ребята, Брестскую крепость защищали не только солдаты и взрослое гражданское население, рядом с ними сражались и дети.
(Рассказ о Пете Клыпа, (Слайды)
Пете Клыпа было всего 12лет. Он учился в школе и мечтал стать военным музыкантом. Когда в город пришли немцы, он стал помогать бойцам – ходил в разведку, выполнял поручения командиров. У солдат не было воды, жажда мучила раненых, плакали дети, просили пить. Под огнем немецких пулеметов Петя с фляжкой подползал к берегу реки и набирал воду. Он, как уж, проползал между камнями к реке и всегда возвращался благополучно. Когда кончились у солдат боеприпасы, Петя обнаружил склад в одной казарме и вместе с солдатами под огнем врага стал носить патроны и гранаты к зданию, где держали оборону наши солдаты. Этим он помог бойцам продержаться еще несколько дней. Вскоре Петя попал в плен к фашистам, но он смог убежать и воевать дальше. После войны Петя Клыпа работал в родном городе Бресте. И таких героев было много.
Городу Бресту присвоили звание Города – Героя. Ребята, как вы думаете, почему? (ответы детей)
Игра «Собери карту страны».
В – ль: Молодцы, ребята. А теперь мы с этой картой поработаем. Посмотрите, что обозначено на ней вот этой синей ниточкой? Правильно так обозначаются реки и это одна из самых больших рек нашей страны – Волга. На реке Волге расположен город Волгоград, раньше он назывался Сталинград. Он тоже город – герой.
Рассказ о Сталинградской битве:
(показ слайдов)
Враг рвался к столице нашей Родины – Москве, но у него ничего не получалось, потому что советские войска стояли насмерть за родную землю. Тогда фашисты решили обойти Москву – столицу нашей Родины со стороны Волги и бросили все силы на город Сталинград. Над городом нависла смертельная опасность. От исхода этого сражения зависела судьба всей страны.
Немцы наступали яростно: В августе 1942г. Вражеские самолеты за один день совершили около 1700 вылетов, они жестоко бомбили город. Рушились стены жилых домов, корпуса заводов, погибали люди. В эти дни погибло около 40тысяч человек – это больше, чем жители нашего села. Черный дым пожарищ и языки пламени окутали город. Но наши солдаты не сдавались.
«Город не отдадим!» - дали клятву сталинградцы. «Ни шагу назад!» - сказали они.
Река бушевала под ливнем стальным,
Окутали город и пламя и дым.
Пусть падают бомбы, и пули свистят –
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
Здесь рушатся даже металл и гранит,
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат:
«Ни шагу назад! Ни шагу назад!»
Вот как описал это сражение поэт Валентин Костин.
Бои шли за каждую улицу, каждый дом, этаж дома. Наши солдаты защищали каждый метр родного города, родной земли. Вся страна с замиранием сердца следила за исходом этой страшной битвы. Все люди, как могли, помогали солдатам. Женщины и девочки вязали и передавали на фронт шерстяные носки, варежки и теплые вещи. Сталинград защищали всеми силами – нескончаемым потоком шли поезда с оружием, продовольствием, боеприпасами.
И в самом Сталинграде заводы, которые в мирное время делали тракторы, детали для машин, детские игрушки стали выпускать танки, и они сразу с завода уходили на фронт, делали снаряды, гранаты, чтобы победить фашистов. «Все для фронта! Все для победы!» Работали днем и ночью –женщины, подростки, старики, потому что понимали: если город сдать врагу, то откроется дорога на Москву.
Разрушено в Сталинграде было все, торчали лишь печные трубы да искореженные груды металла и кирпича – не уцелело ни одного здания. Всюду куда ни глянешь, разбитые орудия, самолеты, танки, автомашины…Но у каждого защитника в сердце звучали слова «Стоять насмерть! Ни шагу назад!»
200 дней боролись наши солдаты за город, и в январе 1943года освободили его от фашистов, битва на Волге закончилась нашей победой. После этого сражения наши войска погнали фашистов с нашей земли.
Вопросы: Подумайте, почему Сталинград называют городом - героем?
Ребята, как вы думаете, почему так мужественно сражались
Советские воины? Ведь им не хотелось умирать, им хотелось жить…
В – ль: Вот и закончилась Великая Отечественная война. Возвратились домой солдаты, чтобы строить мирную жизнь, восстанавливать разрушенные фабрики, заводы, дома, строить новые, писать стихи. (Стихотворение Николая Крупенич - рассказывают дети)
ПОБЕДНЫЙ МАЙ
Был май в цвету, и птицы пели.
Последний выстрел. Кончен бой.
В своей истрепанной шинели
Солдат вернулся в дом родной.
Вошел во двор, перекрестился,
Погладил веточки берез.
Земле родимой поклонился,
Заплакал, не скрывая слез.
- А вот и я, мама родная.
Здравствуй, любимая жена.
В пороховом дыму шагая,
Я знал, что кончится война.
Был май в цвету, и птицы пели.
Закончен многолетний бой.
Он снял шинель – медали зазвенели.
Солдат пришел к себе домой.
(Слайд о городах современных, памятники ВО войны)
Возрожденные города – герои Брест и Волгоград стали еще красивее, чем были. Защитникам их установлены памятники, куда приходят люди, чтобы поклонится им до самой земли. Они погибли, чтобы вы, ребята, жили счастливо, беззаботно и любили свою Родину.
Упражнение- «Голуби мира».
В – ль: Ребята, сколько лет прошло со Дня Победы? А много это или мало? Правильно, прошло много лет. Юные участники ВО войны стали старенькими дедушками и бабушками. Как мы их называем? Да, дети, мы всегда должны помнить о тех, кто нас защищал от врага. Наверное, нет такой семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Скажите, были ли в ваших семьях родственники, воевавшие в ВО войне. Кто хочет об этом рассказать? (Рассказы 2-3детей, выходят с портретами прадедушек)
В – ль: Вспомните, как зовут ветерана ВО войны, который часто приходит к нам? Правильно. Какой он теперь? Что вы о нем знаете? Как он воевал?
В – ль: Вы хотите пригласить его на наш праздничный концерт к Дню Победы? Хорошо, мы поздравим его и вручим подарок, приготовленный своими руками. Хотите принять участие в этом?
Я предлагаю изготовить для Валентина Ивановича большую красивую поздравительную открытку. (Показать заготовку). Мы с вами уже начали ее делать. Продолжим. На этой стороне ничего нет. Подумайте, что дарят в День Победы ветеранам? Хорошо, можно наклеить цветы. А что бы вы хотели пожелать словами нашему Валентину Ивановичу? Скажите по одному слову. (Ответы детей) Молодцы. А писать печатными буквами вы умеете? Вот по одному слову мы и напишем на открытке. (Рассмотреть открытку).
Валентин Иванович будет очень рад.
Вот и подошло к концу наше занятие.
(Выходят дети с деревом мира)
1-йребенок: Сегодня и завтра –
Еще сотни лет…
Да скажем миру.
Войне скажем «нет!»
2-йребенок: Дерево мира в нашей стране
Дорого мне, и ему, и тебе!
3-йребенок: Дерево радости, счастья, добра.
Дерево солнца, света, тепла!
4-йребенок: Нам мир отстояли, его сберегли,
Сильные люди великой страны.
(Песня о мире)