Ксения Шитикова
Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа»
Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи:
1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.
2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.
3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.
4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа
5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.
Оборудование: юрта, бурятская шапка, куклы. Занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.
Ход занятия
Дети в бурятских жилетах.
Воспит. Сегодня на уроке мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа. То, о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков.
- Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)
- Отгадайте мою загадку:
Дом без крыши и окон,
А живут в нем дружно люди (юрта)
- Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются.
Воспит. Давайте вспомним, как мы были в нашем мини музее, посвященному бурятскому языку. Что видели?
- А как называлось поселение, где жили буряты? (улус). Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.
- А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.
- Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.
- Внимание на экран (на экране - юрта)
1. - Что это? (юрта)
2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)
3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)
4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)
- Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.
В круглой красивой юрте живут буряты.
- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)
- Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод.
- Каких животных разводили буряты? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Дидактическая игра: "Детеныши животных"
У козы детеныш. (козленок, а если много. (козлята)
У коровы.
У лошади.
У овцы.
У верблюда.
- Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных. Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.
Физминутка
Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха) на улице.
Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.
Воспит. Почему буряты кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)
- Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)
- Составьте рассказ о животных, которых мы видим на пастбище, (дети садятся на свои места).
- Назовите основные продукты питания бурят?
Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда"
Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмы, масло и т. д. Мясные блюда -бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.
Я вас научу чистоговоркам на бурятском и на русском языке. Повторяйте за мной
бурятские русские
1. Са - са- са - Са - са - са - Санжа сасали сасаа Бежит хитрая лиса
2. Са - са - са - Сы - сы - сы- СаЬа сасан сагалхяа У лисы усы
3. Са - са - са - Су - су - су - Сарюун дайда сагарна Видели лису?
Вот, молодцы! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки :
1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)
2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)
3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)
Воспит. - А наши дети знают бурятские пословицы
1 реб. Чем опозорить свое имя - лучше сломать кости.
2 реб. Дал слово - надо сдержать, начал работать - надо завершать.
3 реб. Глядя на свою тень - красивым становишься, глядя на своих сверстников
- умным становишься.
4 реб. Гнев мучает тело, а гора - коня.
- А какие предметы национальной одежды бурят вы знаете? (Ответы детей)
Воспит. Сейчас мы покажем праздничную одежду бурят. (Показ слайдов)
1 реб. Чтоб стада тучнели.
2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.
3 реб. Чтоб все были здоровы.
4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.