Лариса Гуреева
Конспект занятия (НОД) «Осенний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по образовательной области «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе (ЗПР).
Тема: «Осенний калейдоскоп»
Учитель-дефектолог
Бочарова В. А.
Воспитатель
Гуреева Л. В.
МБДОУ д/с №29
г. Ставрополь
2015-2016 уч. год
Цель:
Формировать систему знаний у детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия (НОД) „Осенний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, любознательность через игры и игровые упражнения. Продолжать развивать эмоции, мимику и невербальные средства общения.
Систематизировать знания детей об осени, её явлениях и изменениях в природе, используя образные слова и выражения.
Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам-схемам, а из них короткий рассказ.
Активизировать в речи детей словарь глаголов и прилагательных.
Корригировать умение согласовывать речь с движением
Воспитывать эстетические чувства, умение взаимодействовать друг с другом, эмоциональный отклик на конечный результат в образовательной деятельности.
Оборудование: кукла Осень, картинки «Времена года», оборудование для опыта по количеству детей (зеленые листья комнатных растений, белая салфетка, камушки, разноцветные бумажные ладошки, клей, кисточки, салфетки, разноцветные круги (красный, синий, желтый, зеленый).
Ход образовательной деятельности:
Педагог:
Бубен мой звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Дыхательные упражнения.
Педагог: Ребята, мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие! У Матушки Природы есть четыре дочери – это четыре времени года. Но для начала нужно вспомнить их имена и сказать какое время года хозяйничает сейчас.
• Раз, два, три, четыре, пять (Дети шагают на месте)
Это каждый должен знать
Лето, осень и зима (Хлопают в ладоши)
А потом придёт весна.
Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны и
Что настало нынче? смотрят друг на друга)
ОСЕНЬ! (Поднимают вверх
указательный палец)
Давайте позовём её к нам в гости.
• Осень, осень, в гости просим (Никто не появляется)
Педагог: Дети, почему-то никто не появляется. А что такое осень? (дети - время года, дочь Матушки-Природы)
А как же вы определили, что у нас хозяйничает осень? (дети - по осенним признакам). Правильно, ребята, увидеть какое-то время года в обличии человека можно только в сказках. Но…закройте глазки и….
Раз, два, три – волшебство сейчас приди!
(Под звучание музыки появляется кукла-Осень)
Педагог: Произошло волшебство – к нам пришла Королева Осень. Она хочет погостить у нас и послушать, что вы о ней знаете.
• «Осень» знает наперёд
Вы смекалистый народ
Отгадайте-ка, ребятки,
Интересные загадки!
О каких явлениях осени в них говорится?
• Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Ветер)
• Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
• Листики дружно за руки взялись,
Закружились, понеслись.
Пожелтел и лес, и сад
Вы узнали? (Листопад)
Это очень красивое и интересное время года. Осень бывает разная, с разным настроением. Я буду называть осенние слова, а вы покажите мимикой лица и жестами как вы это понимаете.
И/У «Настроение осени»
Солнечный осенний день, унылая пора, золотая осень, дождливая погода, хмурая погода, богатый урожай, печальная пора, дивная природа, хмурая погода, увядающая природа, багряные леса, разноцветные листья.
Педагог: Дети, назовите осенние месяцы. (Дети называют).
Эти месяцы назывались в старину по-другому.
В сентябре тепло, как летом,
И цветы кругом цветут.
Спеет красная рябина,
В школу школьники идут.
Сентябрь назывался рябинником. Как вы думаете – почему?
В октябре желтеют листья
И багряные леса,
Листопад украсит землю.
Ах, какая красота!
Октябрь – назывался листопадником. Почему?
В ноябре дождливо, сыро,
Небо тучами закрыто,
Лужи, грязь, завяли травы,
И тепло уже забыто.
Ноябрь – назывался зимником. Почему?
Педагог: А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чём я вам только что рассказала.
И/У «Раз, два, три - картинку нужную найди»
Детям заранее прикреплены круги красного, жёлтого и голубого цвета, соответствующие сентябрю, октябрю и ноябрю. По сигналу педагога дети находят картинки начала, середины и конца осени и становятся рядом.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать –
Листья берёзы,
Листья осины,
Листики дуба, листья рябины,
Листики клёна мы соберём
Маме осенний букет отнесём.
Педагог: Дети, а вы хотите знать, почему осенью листья изменяют окраску и опадают? Может это люди ходят и кисточками раскрашивают эти листья? Нет, это не люди меняют цвет листьев. Это делает сама природа, это её защитная реакция к приходу зимы.
Дело в том, что листья имеют зелёный цвет благодаря зелёному веществу –ХЛОРОФИЛЛУ, который в них находится. Сейчас мы проведём опыт и увидим это вещество.
Исследование «Почему лист зелёный?»
Дети берут лист растения, вкладывают его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Стучат твёрдым предметом по листочку растения сквозь ткань.
Педагог: Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зелёные пятна.
Педагог: Эти зелёные пятна из листочка и называется хлорофилл. Он и окрашивает листья в зелёный цвет. Но когда наступает осень и становится холодно и мало солнечного света, это вещество уменьшается в листьях и потом пропадает совсем. Тогда листья становятся. какими? (Жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Листья не переносят холод и ветер и опадают в конце осени.
Физминутка. Пластический этюд «Мы – кленовые листочки».
«Осень» превращает детей в осенние листочки клёна. Под звучание музыки Чайковского «Времена года» педагог вербально создаёт образ, действия, ситуации, а дети всё это изображают, кто как могут.
Педагог: Дети, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня я встретила его по дороге и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
И/У «Закончи предложение»(с мячом)
Педагог бросает ребёнку мяч, называя слова или словосочетания по теме и просит ребёнка подобрать к ним действия.
Листья под ногами …. (шуршат)
Листья с деревьев (падают, в воздухе….(кружатся, на землю (ложатся).
Перелётные птицы (улетают, собираются в стаи).
И/У «Нелепицы» (На фланелеграф педагог выставляет из деталей игры различные нелепые картинки осени, а дети говорят, что неправильно. В итоге составляется коллективный правильный осенний сюжет).
И/У «Дай скорее мне ответ – это правда или нет?»
• Провожаем осень, мало солнечных лучей,
Но на ветвях полно грачей.
• Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
• Зайка шубку стал менять-
Белым стал и на – петлять.
• В ноябре среди ветвей
«Га-га-га» пел соловей.
Педагог: Дети, какие пословицы вы знаете об осени?
• Красна весна цветами, а осень пирогами.
• Осенью и воробей богат.
• В ноябре зима с осенью борется.
• Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой.
• Осень весь год кормит.
Составление связного рассказа об осени по плану-схеме :
• Продолжительность дня и ночи (ночь длинная, а день короткий).
• Какая бывает погода (солнечная, пасмурная, облачная, дождливая).
• Покров земли (земля холодная, много опавших листьев и сухой травы).
• Деревья (сбрасывают листья)
• Животные (готовятся к зиме)
• Птицы (перелётные улетают в тёплые края, а зимующие остаются)
• Одежда людей осенью.
• Игры и развлечения детей осенью.
Педагог: Ребята, давайте порадуем красавицу-осень волшебной осенней картиной! Посмотрите на это осеннее дерево. Подскажите, пожалуйста, это начало, середина или конец осени? (конец). Правильно, ребята, это поздняя осень. Давайте украсим это осеннее дерево волшебными разноцветными листьями и подарим нашу работу Королеве Осени.
Дети выполняют коллективную аппликацию: разноцветные листья – вырезанные из разноцветной бумаги нарисованные ладошки детей.
Педагог: У нас получилась настоящая волшебная осенняя картина. Будем ждать Королеву Осень в гости в следующем году.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Бубен мой звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Раз, два, три, четыре, пять
Это каждый должен знать
Лето, осень и зима
А потом придёт весна.
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче?
ОСЕНЬ!