Людмила Добрянская
Занятие по экологическому развитию «Нефть — богатство нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Нефть – богатство нашего края
Подготовила: воспитатель Добрянская Л. А.
ДОУ № 9 «Березка»
Программное содержание:
1) продолжать знакомить детей с полезными ископаемыми родного края – нефтью, ее свойствами, используя алгоритм;
2) расширять представление детей об использовании нефтепродуктов человеком;
Публикация «Занятие по экологическому развитию „Нефть — богатство нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нефть. Знакомство с нефтью
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3) развивать познавательный интерес к занятиям познавательного цикла, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
4) воспитывать бережное отношение к богатствам родного края, подводить детей к пониманию того, что при разливе нефти страдает природа.
Активизация словаря: маслянистая, горючее, нефтепровод, нефтепродукты.
Предварительная работа: цикл занятий по ознакомлению с полезными ископаемыми родного края, загадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, проведение опытов.
Материалы: колпачки, полезные ископаемые (глина, песок, мел, каменный уголь, соль, нефть, салфетки, стаканчики, пипетки, перо, кусочек меха, моющее средство, слайды, фартуки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель читает письмо от гномов-хранителей подземных богатств. Под колпачками находятся полезные ископаемые: песок, глина, мел, уголь, соль. Дети рассказывают о каждом из них по алгоритму.
- Давайте вспомним, что мы знаем о песке.
Песок бывает коричневого, серого, белого цвета, состоит из мелких твердых крупинок (песчинок). Образуется при разрушении камней. Добывают песок в карьерах, используется в строительстве. Из белого песка люди научились делать стекло, стеклянные предметы; еще песок используют в песочных часах, потому что он сыпучий; нужен детям в песочницах.
Под вторым колпачком – глина.
Бывает красного, белого, голубого цвета. Состоит из мелких чешуек, нетвердых на ощупь. Добывают в карьерах. Так как мокрая глина мягкая, пластичная, из нее делают посуду, кирпичи, керамзит, плитку облицовочную, а также используется в медицине (лечебные маски).
Посмотрим, что под третьим колпачком.
Здесь лежит камень. Какого он цвета? (черный)
Узнали, что это? (каменный уголь)
Твердый, блестящий; если ударить молотком – рассыпается. Хорошо горит. Добывают в карьерах, шахтах. Образуется из остатков растений, деревьев. Уголь используют как топливо в котельных, для движения поездов. Люди научились из угля получать краски, лекарства.
А под эти колпачком что гномы спрятали? (соль)
Откуда она берется? Со дна соленых озер, морей, а еще в подземных шахтах. Нужна людям, растениям, животным. Употребляем в пищу, в лечебных целях (полоскание горла, промывание носа).
А здесь у нас мел – всем известный известняк белого цвета, хрупкий. Мелом можно рисовать, писать. Если добавить краску, может стать цветным. Из мела получают лекарства, добавляют в зубную пасту, порошок. Мел используют строители.
А сейчас скажите, пожалуйста: песок, глина, уголь, соль, мел – как можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)
Поиграем?
«Если бы я был строителем, я бы выбрал… (песок)
учителем – мел
гончаром – глину
поваром – соль
машинистом – уголь.
Интересно, а что у нас под последним колпачком? Как вы думаете? (предполагаемые ответы детей)
Посмотрим? – Свеча, кусочек ткани, пластилин, шина, полиэтиленовый пакетик.
Что бы это значило? Оказывается, все эти предметы люди научились получать из нефти. Так какая же она, нефть? Давайте станем с вами учеными, пройдем в лабораторию и изучим ее свойства (надевают фартуки).
Сначала вспомним правила: ничего не нюхать, не пробовать, внимательно слушать, работать аккуратно.
Рассмотрите нефть – какая она? (жидкая, потому что льется)
Какого цвета? (темного)
Как вы думаете, если капнем на салфетку, что произойдет? Возьмите пипетку, наберите нефть и капните на бумажную салфетку. Что произошло? Значит, какая нефть? (маслянистая, расплылась по салфетке).
Как вы думаете, растворяется ли нефть в воде, как соль? Давайте проверим. (капают в стакан с водой). Что произошло? (не растворяется, плавает сверху, легче воды). А еще нефть хорошо горит, потому что образовалась из остатков растений и останков животных. Добывают нефть на суше и на море (показ картинок). Бурят скважину, насосом выкачивают, по нефтепроводу на завод, а на танкерах по морю. Из нефти люди и научились получать горючее: бензин, керосин, ткань, одежду, лекарства и те предметы, что нашли под колпачком.
Алгоритм по нефти.
Физминутка «Гномы».
Нефть – главное богатство нашего края. А сейчас посмотрим слайды. Что вы можете сказать об увиденном? Да, природа щедро дарит нам свои богатства, но что происходит, когда люди беспечно относятся к этим богатствам?
Случаются аварии, и нефть заливают землю, озера, леса. Хорошо ли жить живым существам в загрязненных нефтью местах?
Посмотрите на стакан с водой. Представьте, что это озеро. Смогут ли жить рыбки? Почему? (Нефть, как крышкой накрывает воду, воздух через нее не проходит). Гибнут все живые существа. Рыбки будут вас просить: «Возьмите нас в чистый аквариум. Не хотим быть нефтяными рыбками».
Посмотрите на перышко. Какое оно? (легкое, воздушное, красивое). Обмакнем в нефть и представим – птицы испачкались. Как им очиститься от этой масляной жидкости?
А это кусочек меха. Какой он? (легкий, пушистый). Представьте, что это животное. Обмакнем в нефть, что с ним будет? Можно отмыть с помощью моющего средства. А у животных есть оно? Люди помогают. Подбирают их во время аварий, отмывают их специальными жидкостями, но не всех, поэтому гибнут живые существа. Значит, о чем должны помнить люди? Не допускать аварий, бережно относиться к живой и неживой природе.
Работа в нашей лаборатории закончена. Я надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали, вам в будущем пригодится.