Оксана Пилюгина
Конспект занятия на закрепление лексической темы «Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи при реализации содержания лексической темы «Цветы».
Задачи:
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи через словоизменение и словообразование
Закреплять навыки звукового и слогового анализа слов;
Развивать мелкую моторику и общую моторную координацию
Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Предполагаемый результат:
Публикация «Конспект занятия на закрепление лексической темы „Цветы“» размещена в разделах
Оптимизация словарного запаса и совершенствование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Цветы».
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация к занятию, картинки по теме «Цветы», дидактическая игра «Четвертый лишний», серия картинок для составления рассказа «Катя на поляне», изготовленные карточки-«орехи» с буквами; искусственные цветы, орехи разных сортов, лекарственные травы в мешочке и в жестяном туеске, вспомогательные картинки «Клумба» и «Поляна»
Ход занятия
I.Организационный момент.
В зале на ковре лежат цветы и листья, на поляне разбросан мусор: рваная бумага, смятые пакеты.
Дети с учителем-логопедом заходят в зал.
Уч. -лог. : Ребята, посмотрите, что случилось! Шли мы на цветущую поляну посмотреть, а тут что-то произошло.
Дети предлагают варианты ответов.
Уч. -лог. : - Что же делать? Мы можем чем-то помочь?
Дети дают ответы.
Уч. -лог. : Я с вами согласна. Нужно привести в порядок эту поляну.
Начинают убирать. На обратной стороне разорванной бумаги обнаруживают слова текста. Складывают кусочки вместе.
Уч. -лог. : - Ребята, это письмо. Что будем с ним делать?
Вас зову на помощь, помогите!
Бабочки нектар чтоб пили,
Чтобы пчелы мед носили,
Чтоб кузнечики стрекотали,
Когда цветы расцветали.
Вихрь мне горе принес –
Все цветы куда-то унес!
Звери лесные вам путь укажут,
Куда идти - подскажут.
К сожалению, уже не Цветущая поляна
II. Основная часть.
Уч. -лог. :Ребята, поможем поляне? - Ответы детей. Для неё цветы найдете? - Ответы детей. – Тогда быстрее собираемся ив путь отправляемся.
Дети слышат фырканье.
Уч. -лог. : - Кто это шумит. Ответы детей. (Так может фыркать еж.)На слайде презентации появляется Ёж.
Голос ежа: Ежик, Ежик. Кто же ещё. Это кто ко мне пожаловал? И чего вам надо? - Ответы детей.
Голос ежа: - Так вы поляну спасаете! А вот сейчас я проверю, как вы в цветах разбираетесь – садовые от полевых отличаете.
Вы цветы соберите, их названия скажите, да правильно разделите, какие на клумбу, а какие на поляну.
Уч. -лог. : Ребята, вы с заданием справитесь? Разбирайте задания. Приступайте.
Раскладывают карточки на картинки поляны и городской клумбы
- Ну еж, проверяй!
Голос Ежа: Ты гляди, справились! А вы знаете, что всё живое ласку любит. Как вы про цветы ласково скажете?
Дети называют цветы, употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы: ромашка - ромашечка
незабудка - незабудочка
гвоздика - гвоздичка
тюльпан - тюльпанчик
василек - василёчек
Уч. -лог. : Такое легкое задание, правда же, ребята? Ты ежик посмотри, как они с четвертым лишним справятся. Раз, два, три посчитай – лишний не раскрашивай.
Дети выполняют упражнение «Четвертый лишний», раскрашивая цветы на карточках. Лере П. – раскрасить цветок.
Уч. -лог. : (Обращается к ребенку) - Что у тебя получилось. Молодец! Какой же цветок лишний на твоей карточке? Ребята, а вы справились с заданием? - Ребята, в нашей Ростовской области есть один особенный цветок – это лазорик. (На презентации появляется цветок лазорик донской) Он под охраной находится, занесен в Красную книгу Ростовской области. Запомните - эти цветы рвать нельзя, а то они совсем исчезнут и не увидим мы их красоты.
Но вам уже в путь пора отправляться. К путешествию вашему подготовиться нужно, сил набраться. Под деревом сундучок стоит. В сундучке «Ёжик» лежит. «Ёжиков» разбирайте и ручки разминайте.
Гимнастика «Ежиная разминка»
Ёжик дал нам «Су-джок» - перекладывать массажер из ладони в ладонь
И сказал: «А ну, дружок,
Чтоб в дороге не устать - ритмичное сжимание пальцев в кулак
Надо силы вам придать. - прокатывать массажером по внутренней
Разомни-ка ты ладони и внешней стороне ладони
И про пальцы не забудь. - прокатать пружину по каждому пальцу
Покатай пружину ловко,
Отправляйся смело в путь!
Еж: Ну-ка, покажите быстро свои ладошки. Я вам в них привет для белки надую. ( Еж издает звук:«Ф-ф-ф-ф-ф-ф»).Кулаки сожмите, да крепко держите. Ладони не разжимайте, а то привет потеряете. По кривой дорожке пойдете – к белке и попадете. Побежал я, у меня дел много. Ф, ф, ф!
Дети идут по извилистой дорожке. Как только кончилась дорожка, дети видят на полу скорлупу от орехов, слышится грызущий звук.
Уч. -лог. : Что это за звук, ребята? - Ответы детей. (Это кто-то, что-то грызет. Это белка грызет орехи.) Как вы догадались? - Ответы детей. (На ковре заметили скорлупу от орехов)
Голос Белки: - Кто там под деревом стоит, орехи мне собирать мешает? Зачем пришли?
Ответы детей. (Мы поляне помогаем, цветы ищем, которые вихрь унес. А тебе привет от Ёжика принесли.)
Голос Белки: - Привет мне принесли? Давайте его скорее. (Дети подносят кулаки к губам, дуют на них, разжимают ладони.) – Ой, спасибо за привет! Орехи у меня перемешались. Помогите, пожалуйста, разберите по сортам.
Уч. -лог. : Белка! Орехи твои разобраны, да только тут какие-то необычные орехи, с буквами.
Голос белки: У меня беда приключилась – пчёлы мне бусы подарили, а я их нечаянно рассыпала. Они у меня не простые. На них название цветка написано. Да читать я не умею и как их собрать, не знаю. Помогите, ребятки!
Дети выкладывают слово из карточек-«орехов», на которых напечатаны буквы. Лера П. – разбирает орехи по сортам.
Голос Белки: (во время выполнения задания) Ребята, может, вы знаете, зачем пчелы написали на всех бусинках разноцветные буквы. – Ответы детей ( Разные буквы обозначают разные звуки: гласные красного цвета, согласные – синего).
С учителем-логопедом выполняют звуко-буквенный анализ слов, определяют количество гласных и согласных звуков в словах, количество букв и звуков.
Уч. -лог. : Сейчас, белка, ребята тебе покажут, как они быстро с буквами управятся.
- Сколько букв в слове? - Сколько звуков в слове? - Сколько гласных звуков?
- Назовитесогласные звуки. - А какой второй звук в слове?
- Какой последний звук? - Как мы разделим слово «ромашка» на слоги? И сколько же в нем слогов?
- Какое правило помогает нам определить количество слогов в словах?
(Знает каждый из учеников – сколько в слове гласных, столько в нем слогов)
Голос Белки: Спасибо вам ребята! Видите, корзину с овощами? Как думаете для кого она? – Ответы детей. (Для зайца) – Передайте её зайцу, а он вам подскажет, куда дальше идти. На тропинке следы путаются, это заяц оставил. Прыгайте по ним, так до зайца и доберетесь.
Дети прыгают по следам зайца, следят за координацией движений. Следы заканчиваются.
Уч. -лог. : Дорожка кончилась, а где же заяц?
На слайде появляется картинка куста, из-за которого видны заячьи уши.
Посмотрите, заяц нас испугался. Как ему показать, что мы не страшные. – Ответы детей. – Помните, мы с вами делали пальчиковую гимнастику «Трусливый заяц»? Покажем её зайцу.
Дети с учителем-логопедом выполняют гимнастику.
Зайчик, зайчик, ты не трусь! - пальцами показать уши зайца, согнуть, выпрямить
Волка я и сам боюсь! - пальцы изображают морду и пасть «волка»
Из куста ты вылезай - - пальцами одной руки изобразить «куст»,
пальцы другой – «ушки зайца» - перепрыгивают «куст»
Вместе с нами поиграй! - подушечки пальцев ритмично соединяются
с подушечками пальцев другой руки
На слайде исчезает куст, появляется Заяц.
Голос Зайца: Фу-ф! Нам зайцам смелости не хватает. Я вас за волков плинял. Ушло в пятки моё бедное селдце. Плисаживайтесь с дологи. Ласслабляйтесь. Ласказывайте, что вас ко мне пливело.
Уч. -лог. : - Здравствуй, Заяц! Мы с ребятами тебе гостинцы от белки принесли. Ребята, с нашим Зайцем что-то не так.
Голос зайца: - За гостинцы спасибо. Да, согласен, со мной что-то не так. Ведь я в лесу пелвыйтлус.
Уч. -лог. : Ребята, вы тоже это услышали? – Ответы детей. (Заяц не выговаривает звук «Р»)
Голос зайца: - Заме-е-етили-и-и! Да, у меня со звуком «Л» не полядок – потелял я его где-то, когда от волка убегал.
Уч. -лог. : - Ребята этот звук хорошо выговаривать умеют. Сейчас они тебе покажут, и ты вспомнишь, как его произносить. Покажите, пожалуйста, Зайцу упражнения, которые помогают звук «Р» произнести. (Учитель-логопед выполняет с детьми упражнения «Лошадка», «Грибочек», «Барабанщик», «Заведи мотор)
Голос Зайца: Надо же! А они плямо во всех словах знают, где этот плотивный звук находится?
Уч. -лог. : - Конечно. В каких словах звук «Р» встречается в начале слова? – Ответы детей. (Ракета, рот, рак, ромашка, рука, Родина, рыба, роза и др.) – В каких «Р» мы слышим в середине? – Ответы детей (марка, парта, корабль, пароход, ведро и др.) – В каких словах звук «Р» произносим последним? – Ответы детей (шар, комар, забор, мотор, костёр и др.)
Уч. -лог. : - Скажи, заяц, что ты любишь кушать?
Голос Зайца: - Ой, я очень люблю молковочку поглысть! Она так класиво хлустит: хлум-хлум-хдум-хдум-хрррум-хрррум-хрррум. Ой, у меня звук «Р» нашелся! Ур-р-ра! Огррромное вам спасибо!
Уч. лог. : - О главном-то мы совсем забыли! Мы с ребятами цветы разыскиваем, которые унес с поляны сильный вихрь. Подскажи, где нам их искать.
Голос Зайца: - За каменистым оврагом, в улье возле старого дерева Бабушка Пчела живет. Она про цветы больше всех в лесу знает. Чуть не забыл! На пеньке стоят туесок да мешочек скромный. Передайте ей от меня. Ну, я побежал, пока!
Дети с учителем-логопедом идут к «реке». Перед собой видят «каменистый берег» (массажный коврик «Морской берег»)
Уч. -лог. : Ну, что ребята, каменистый овраг преодолеем?
(логопед читает стихотворение, дети идут по коврику)
На речном берегу - дети по очереди стоят на камнях
На камнях я постою. затем цепочкой идут по дорожке
А потом по камешкам пройду.
Точки важные на стопах разомну.
Пройдя по коврику, дети останавливаются возле «реки» - голубая ткань, на которой закреплены круги картона – «речные камни». Дети шагают по «камням» на другой сторону ткани.
Уч. -лог. : - Ребята, мне кажется, что где-то здесь живет Бабушка Пчела. Как вы думаете?
(Слышится пчелиный гул. На экране появляется пчела)
Бабушка Пчела: Ж-ж-ж-ж! Кто это пчел не побоялся, далеко так в лес забрался?
Дети рассказывают Бабушке Пчеле, зачем они к ней пришли (На поляне цветы пропали. Их унес вихрь. Мы их ищем. Хотим помочь поляне вернуть цветы)
Уч. -лог. : А еще Заяц тебе передал букет. Но он необычный – засушенный.
Бабушка Пчела: - Для вас необычный, а мне привычный. Это цветы не простые – они лекарственные. Я из них лечебные чаи и отвары делаю. Как думаете, ребята, какой чай будет: из ромашки - (ромашковый,
из мяты - …. (мятный,
из шалфея - …. (шалфейный,
из полыни - …. (полынный)
БабушкаПчела: - Помогу я вам цветы отыскать. Если и вы мне поможете. Я-то много чего знаю, да только не могу разобрать, что это мне лягушонок прислал. Какие-то картинки. Может, вы поможете? Вот они, перед ульем лежат.
На столе перед макетом улья лежат сюжетные картинки.
Уч. -лог. : - Что же хотел рассказать лягушонок Бабушке Пчеле? Научим Бабушку Пчелу разбираться в картинках?
Дети определяют, что сначала, что потом, составляют рассказ.
Бабушка Пчела: - Вот спасибо, ребятушки! Помогли старой бабушке. Теперь я буду знать, как рассказы составлять. А цветы на поляну вернутся, если вы про них добрые слова скажете.
Уч. -лог. : Какие мы знаем добрые слова о цветах?–(Дети предполагают, что нужно назвать цветы ласково)
На презентации появляются цветы
III. Заключительная часть.
Уч. -лог. : Спасибо, тебе, большое, Бабушка Пчела! А можно мы к тебе с ребятами ещё придем?
Бабушка Пчела: - А им понравилось путешествовать?
Уч. -лог. : - Вам понравилось путешествовать, ребята? Что вам запомнилось больше всего? А как передать красоту цветов, не срывая их? – Ответы детей. (Их можно нарисовать, сделать из бумаги, вылепить из пластилина, выложить из пуговиц, из спичек, из мозаики, вышить из бисера)
- До свидания, Бабушка Пчела! До свидания, гости!
Дети возвращаются по пройденному пути: по кочкам через реку, по каменистому берегу, по заячьим следам, по извилистой дорожке и приходят снова на поляну.