Евгения Крохоняткина
Конспект виртуальной экскурсии в Бородинский музей в подготовительной к школе группе
Конспект интегрированного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной к школе группе
на тему: «Виртуальная экскурсия в Бородинский музей»
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
- продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.
Задачи:
Публикация «Конспект виртуальной экскурсии в Бородинский музей в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
-познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена.
-познакомить детей с некоторыми экспонатами центральной экспозиции Бородинского музея, расположенного в с. Бородино Можайского района;
- воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
-пополнить словарный запас детей: редут, картечь, кивер, уланы, драгуны, кираса-грудь, гаубица.
Предварительная работа:
- Рассказ воспитателя о войне, о врагах России, нападавших на Русь.
- Чтение отрывков из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»; и рассказов С. П. Алексеева о героях Отечественной войны 1812г.
- Рассматривание иллюстраций о войне; портретов героев Отечественной войны 1812г., макетов Бородинского сражения.
Материалы к занятию:
Мультимедийная установка, запись музыки «Торжественная увертюра 1812 год» П. И. Чайковского, указка, магнитная доска, презентация к занятию, колокольчик с изображением Спасо-Бородинского монастыря, счетные палочки, кегли синего цвета и мячики, карта-схема территории музея-заповедника Бородинское поле, картинки с изображением основных памятников Отечественной войны 1812г., расположенных на территории музея-заповедника Бородинское поле, макет Бородинского поля, картонные солдатики, поднос с бородинским хлебом, памятные блокнотики с изображением солдат и барышень времен Отечественной войны 1812г. (сюрприз-сувенир).
Ход занятия:
Под музыку «Торжественная увертюра 1812 год» П. И. Чайковского дети входят в зал, садятся. На экране – слайд «здание Бородинского музея».
1. Вводное слово воспитателя.
- Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. О таком историческом событии начала 19 века мы с вами сегодня вспомним.
- Скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем? (в Можайске). Рядом с нашим городом находится село, рядом с которым произошло самое длительное и самое кровопролитное сражение Отечественной войны 1812 года. Как оно называется? (Бородино).
- Ребята, любите ли вы путешествовать? (Да).
-Я предлагаю сейчас нам всем вместе совершить путешествие в Бородинский музей, а я буду вашим экскурсоводом. Но для начала, давайте, вспомним, как мы должны себя вести в музее (тихо, спокойно, разговаривать шепотом).
-У меня есть с собой волшебный колокольчик, который нам в этом поможет:
«Колокольчика касаемся
И в музей мы отправляемся».
2. Основная часть.
Слайд (портрет Наполеона).
Воспитатель: В далекой стране Франции появился новый император.
- Ребята, догадались ли вы, о ком сейчас я буду рассказывать? (Наполеон). Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. И вот напал он на Россию. Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.
Слайд (скульптура Кутузова).
- Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили – дети: «Пришел Кутузов бить французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение.
Слайд (экипаж Кутузова)
-Вот на этом самом экипаже и приехал Кутузов в Бородино.
Слайд (центральное место экспозиции музея - макет Бородинского сражения).
8 сентября 1812 года М. И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Кутузов выбрал удачное место для сражения. Посмотрите на макет. Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши. Ребята, напомните мне, в форме какой геометрической фигуры сооружали редуты (четырехугольник, а флеши (треугольник).
- Ребята, посмотрите, я принесла наш макет Бородинского поля. Но, чего -то не хватает на нем. Чего же? (солдатиков). Давайте, возьмем сейчас солдатиков, которых мы с вами сделали накануне и разместим их на макете. Подскажите мне, пожалуйста, солдаты французской армии были одеты в военную форму преимущественно какого цвета? (синего, а солдаты русской армии (зеленого). Французскую армию мы разместим слева, а русскую – справа.
Слайд (Элементы военной формы французской армии)
Давайте посмотрим, как были одеты солдаты французской армии. Рассматривание формы, головных уборов, оружия.
Слайд (Элементы военной формы русской армии)
Давайте посмотрим, как были одеты солдаты русской армии. Рассматривание формы, головных уборов, оружия.
Слайд (Кираса-грудь и котел с крышкой).
- А это кираса-грудь – элемент нательного защитного снаряжения, состоящий из грудной и спинной пластин, этакий нагрудник, который одевали кирасиры – солдаты гвардейского полка.
- А это походный котел с крышкой, из которого солдаты кушали еду.
-Ребята, глазки наши, наверное, устали. Давайте сделаем с вами гимнастику для глаз.
«Стрельба глазами». Отводим глаза до упора влево и вправо (по 8 раз). Закрыли глаза и открыли. Продолжаем нашу экскурсию.
- А теперь давайте посмотрим, из каких артиллерийских орудий стреляла французская армия.
Слайд (Французская гаубица и пушка)
-У русской армии тоже были такие орудия, но еще на вооружении русских было орудие с интересным названием «Единорог».
Слайд (Русское артиллерийское орудие «единорог»).
Слайд (Снаряды для артиллерийских орудий).
Воспитатель: Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.
-Ребята, давайте поиграем в игру «Самый меткий стрелок».
Слайд Набор хирургических инструментов
Слайд Аптечка походная
Слайд Кровать походная из обоза Наполеона.
Слайд портрет Наполеона и скульптура Кутузова.
Воспитатель: Только темная ночь остановила бой. Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!» Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна, - эти слова Кутузова вошли в историю.
Слайд Бородинский музей
Воспитатель: Ребята как наш народ во все времена сохранял память о войнах, об исторических событиях? (строил памятники, храмы). Ребята, само по себе Бородинское поле и есть памятник Отечественной войне 1812г. На территории поле находится много памятников. Вот некоторые из них.
(Показ иллюстраций памятников войны).
Прикрепление картинок на плакат-схему Бородинского поля.
Об этой войне было сложено много стихов и песен, написано много книг. Один из русских поэтов Владимир Степанов написал стихотворение «Бородино». Послушайте небольшой отрывок.
-Наша экскурсия подошла к концу. А сейчас, я хочу вам подарить на память о нашем путешествии блокнотики.
В честь великого сражения осталась ещё одна память – популярный и в наше время
вкусный ржаной хлеб – бородинский (воспитатель показывает поднос с хлебом). Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. О каком историческом событии мы с вами узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, что вам запомнилось на нашем занятии? Что было самое интересное.