Людмила Шипачева
Конспект занятия «Путешествие по временам года».
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №3 Светлячок»
на тему: «Путешествие по временам года»
старшая группа
Воспитатель: Шипачева Л. А.
Алатырь 2009 г
Цель:
учить понимать содержание картины;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по временам года“,» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
активизировать речь детей прилагательными, при описании времен года;
продолжать знакомить с пейзажами местного художника А. Дугина;
закреплять у детей знания о трех временах года (весна, лето, осень, о месяцах (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, о приметах весны, лета, осени;
воспитывать интерес к пейзажу (закреплять приемы рисования акварелью, развивать воображение и творчество в рисовании.
Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные, характеризующие состояние погоды.
Материал: картины В. Дугина.
Предшествующая работа: встреча с художником В. Дугиным. Чтение произведения С. Маршака «Двенадцать месяцев». Беседа о временах года.
Ход занятия:
- Ребята, какие вы знаете времена года?
Дети: «Зима, весна, лето, осень».
- А какие вы знаете весенние месяца?
Дети: «Март, апрель, май».
- Правильно. А какие вы знаете летние месяца?
Дети: «Июнь, июль, август».
- Правильно. А какие вы знаете осенние месяца?
Дети: «Сентябрь, октябрь, ноябрь».
- Молодцы ребята. А вы любите путешествовать?
Дети: «Да!»
- Тогда мы сейчас с вами отправимся в путешествие по временам года. Вы готовы?
Дети: «Да!».
- Тогда отправляемся в путь! Но сначала послушайте мою первую загадку. А вы отгадайте, в какие времена года мы с вами отправимся.
Солнце пригревает.
Снег тает, птицы прилетают.
Когда это бывает…
Дети: «Весной!»
- Правильно. Ну вот мы и начнем наше путешествие с весны. А что с собой мы возьмем? Ранней весной ведь еще холодно. Давайте наденем куртки, шапочки и т. д., чтобы во время путешествия не замерзнуть. И отправимся в путь. Вот нам путь преградила река – Сура. Как же мы дальше будем путешествовать? На чем по реке путешествуют?
Дети: «На лодке».
- Правильно. Тогда занимайте места в лодке и поплывем дальше. А теперь, ребята, обратите внимание на берег, в овражках кое-где еще лежит снег и воздух холодный. Хорошо, что мы оделись тепло. А теперь, ребята, обратите внимание на воду в реке. Какая она, теплая или холодная?
- Опустите руку в воду и потрогайте ее, какая она?
Дети: «Холодная».
- Да, ребята, ранней весной вода в реке холодная. А теперь давайте посмотрим на небо. Как вы думаете, какой сегодня будет день: солнечный, пасмурный?
Дети: «Пасмурный».
- Плывем дальше. А что же виднеется там в дали?
Дети: «Лес».
- Да, в дали, в синей дымке виднеется лес. Ребята, как вы думаете, каким ранней весной бывает лес? Давайте немного пофантазируем.
Дети: «Деревья в лесу стоят голые, на земле лежит прошлогодняя листва».
- Да, ребята, деревья еще голые, даже наверное кое-где еще лежит снег. И холодно. А как вы думаете, что больше всего любит хозяйка весна?
Дети: «Воду, капель».
- А какие краски и оттенки любит весна?
Дети: «Синие, голубые, коричневые».
- А что еще происходит весной в природе?
«И все вокруг волнуется, стозвонит,
Все оживает, дышит на виду.»
В. Комаров
- Весной вся природа просыпается ото сна.
- Ну как, ребята, не замерзли? Потрогайте ваши ладошки, какие они: теплые или холодные?
Дети: «Холодные».
- Разотрите их немного, погрейте. Ведь ранней весной холодно. Ну а теперь плывем дальше и слушайте мою вторую загадку.
Все теплым солнышком согрето
Цветы цветут. Настало …
Дети: «Лето!»
- Правильно. Ну вот, ребята, мы и приплыли к берегу. Давайте выйдем на берег. Посмотрите, ребята, мы оказались на дороге среди полей. Давайте пойдем не спеша по полевой дороге. Ой, ребята, мне стало жарко, а как вам? Давайте разденемся, ведь мы попали в лето.
- Ребята, а что вы видите по обеим сторонам дороги?
Дети: «Поле»
- Да, ребята, это поле. По левую сторону дороги «плещется пшеничное поле». А по правую «рожь колышется волною». А вдоль дороги растут цветы. А что же это за цветы?
Дети: «Васильки».
- В воздухе слышится жужжание пчел и пахнет медом. Воздух теплый, прогретый. А что же нас ожидает впереди?
Дети: «Лес!»
- Посмотрите, ребята, деревья в лесу покрылись листвою. А листья на них кажутся то изумрудно-зелеными, то просто зелеными. Представьте, как хорошо сейчас в лесу: птицы поют, воздух пропитан ароматом цветов. Мы с вами вышли из леса. А что же виднеется вдали в стороне от леса?
Дети: «Дома!».
- Да, вдали виднеется небольшое село, утопающее в зелени деревьев. Это село – Знаменка.
- Ребята, а что любит лето?
Дети: «Цветы, солнышко, траву, жару».
- А какое оно, лето? Если ранняя весна холодная, то какое же лето?
Дети: «Жаркое, теплое, солнечное, ласковое».
- А какие краски любит лето?
Дети: «Зеленые, желтые, красные, синие».
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие дальше. Слушайте мою последнюю загадку.
На землю лес наряд свой сбросил
Идут дожди. Настала …
Дети: «Осень!»
- Правильно, осень. А какая погода осенью?
Дети: «Стало холодно».
- Да, стало холоднее. А мы с вами одеты по летнему. Так что давайте одеваться; оденем кофточки и т. д. Ну вот мы и оделись. А теперь будем путешествовать по осени. Прогуляемся по осенней тропинке, вдоль леса. Ребята, давайте внимательно посмотрим вокруг, что же мы видим?
Дети: «Поле, лес».
- Да, с одной стороны опустевшее поле, оно отдыхает. А с другой стороны тянется лес. Давайте остановимся и полюбуемся на осенний лес. Посмотрите, как «художница»-осень разукрасила листву деревьев.
Унылая пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
А. С. Пушкин
- Так описывал это время года А. С. Пушкин. Посмотрите, осень разукрасила листву в желтые, оранжевые, красные цвета. А теперь пройдем дальше по тропинке. И что мы видим? Что одна лишь ель остается зеленой и выделяется среди пожелтевших деревьев. А теперь давайте прислушаемся: вы ничего не заметили в осеннем лесу? В лесу стало тихо. А почему? Не слышно пение птиц. Куда делись птицы?
Дети: «Улетели на юг».
- Правильно. Ребята, а что любит осень?
Дети: «Дожди, холод, грязь».
- А какие цвета и оттенки она любит?
Дети: «Желтый, оранжевый, красный».
- А какая бывает осень?
Дети: «Дождливая, пасмурная, холодная, тоскливая»
- А теперь найдите в вашей одежде такие же цвета, как у осени. Наше путешествие закончилось. В путешествие мы брали с собой картины нашего художника В. Дугина. А я вам предлагаю теперь нарисовать то, что вам понравилось во время нашего путешествия.