Марина Шевченко
Конспект занятия на тему «Быт кубанской семьи»
Конспект занятия на тему : «Быт кубанской семьи»
Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества.
Задачи:
Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.
Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода.
Публикация «Конспект занятия на тему „Быт кубанской семьи“» размещена в разделах
Уточнить и пополнить словарь детей, развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа, развивать умение связно и полно отвечать на вопросы.
Прививать любовь к песням, воспевающим красоту, величавость нашего края.
Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание как можно больше узнать о ней.
Методы и технологии.
Словесный: беседа.
Здоровьесберегающая: физкультминутка «Молотьба».
ИКТ: презентация «Быт казаков», аудио запись и песен Кубанского Казачьего хора.
Игровая: игра «Одень казака и казачку в национальный костюм».
Наглядный: глобус.
Оборудование: глобус, аудио запись и песен Кубанского Казачьего хора, игра «Одень казака и казачку в национальный костюм», презентация «Быт казаков».
Возрастная категория: 3-7 лет.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель показывает глобус.
-Ребята на земле существует много стран, а в какой стране мы с вами живем?
-Да, ребята, Россия это наша большая Родина. Но она делиться еще на много частей. В одной из таких частей живем мы. Называется он Краснодарский край. Это наша малая родина. Здесь живем мы, наши дедушки и бабушки, т е наши предки. Конечно, каждый из вас может рассказать мне, где он живет, какой у него дом. А я хочу вам рассказать, где и как жили наши предки давным-давно. Что было у наших предков, чего не было. Ребята, хотите посмотреть, как жили наши предки? Приглашаю вас в путешествие в прошлое.
Основная часть.
Слайд № 1.
В казачьих семьях глава семьи – казак.
Слайд № 2.
Он работал в поле, кормил семью.
Слайд № 3,4.
А главное охранял границу от врагов.
Слайд № 5, 6.
Его жена казачка работает в доме, занимается хозяйством.
Слайд № 7.
Живут они в хате. Казаки свои хаты строили из самана. Казаки замешивали глину с соломой и делали саман. Саман сушили на солнце, а потом из него строили хаты, Хату обмазывали глиной, белили побелкой. Крышу покрывали соломой, камышом.
Давайте посмотрим макет хаты. Макет – это все как настоящее, только в уменьшенной форме. Какой здесь самый большой предмет? (Печь).
Слайд № 8.
Это самое главное в казачьей хате. Она кормила, в ней готовили еду. Хорошая печь — это сердце хаты тепло и уют. Сама хата сделана из камыша, хвороста и глины, поэтому она быстро нагревалась. Печь служила спальным местом, на ней спали маленькие дети. А еще в печи пекли хлеб. А хлеб всему голова.
Физкультминутка «Молотьба».
Не гром грохочет, не пальба
Гремит, грохочет молотьба.
Гора зерна растет до неба.
Ты видишь, сколько будет хлеба?
Шумят, гремят грузовики
Стучат на мельнице волки
Гора муки растет до неба
Ты видишь, сколько будет хлеба?
Мне говорят, что спать пора
Но не усну я до утра
Мне поглядеть бы хоть немножко
Как мама будет печь лепешки.
Слайд № 9.
-Ребята, давайте вернемся к макету. Что мы еще видим. (Сундук). Сундук в те времена заменял сегодняшний шкаф. Чем больше сундуков, тем богаче семья. Сундуки были большие, деревянные, когда в дом приезжали гости, их можно было сдвинуть и устроить спальное место. А вот стол и лавки, они сделаны из дерева и их не красили, т. к. краски не было.
Слайд № 10.
-Ребята, а что мы видим в углу хаты? (Икона).
Икона была в каждой казачьей семье, находилась она в красном углу. Икона символизирует, что здесь живут по божьим законам. Казаки были честные, мужественные. Иконам поклонялись, как в обычные дни, так в церковные праздники Казаки хорошо работали, а вечерами собирались и пели песни. Песни у казаков были мелодичные. Давайте послушаем песню «Ой, при лужке при лужке».
Слайд № 11.
Еду готовили в чугунках, они тяжелые чугунные. Каша в такой посуде была очень вкусной, запашистой, ароматной.
Слайд № 12.
Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глечик. Оно хранилось в них долго и не прокисало.
Слайд № 13.
Тесто замешивали в макитре, это глиняный сосуд – горшок. С утра до вечера казачки занимались делом, ходили к колодцу за водой.
Слайд № 14.
Воды носили много на коромысле.
-Ребята, а сейчас я расскажу о семье казаков, которые жили в хатах. Мы сегодня рассматривали макет (маленькую копию такой хаты). Глава семьи был мужчина – казак.
Слайд № 15.
Он работал в поле, добывал пищу для своей семьи, а главное для него — это охрана границы. Носил он костюм. Это черкесска, на ней есть кармашки для патронов, называются они – газыри. Под черкесской есть рубашка – бешмет. Черкесску подпоясывают ремешком, на ремешок надевается кинжал, сабля. На голову одевают папаху из каракуля, на ногах хромовые сапоги. Штаны у него были с карманами, зимой он носил бурку.
Слайд № 16.
Казачки, любим наряжаться, носим пышные цветные юбки с оборками и кружевами, вот такие кофточки и яркие шали.
Игра «Одень казака и казачку в национальный костюм».
Детям предлагается бумажные куклы казака и казачки и изображения национальных костюмов. Необходимо найти кубанский национальные костюмы и одеть кукол.
Слайд № 17.
Богаты наши казаки были на традиции: гостей встречали хлебом солью, на службу молодого казака провожали на добром коне. Стариков казаки очень уважали, слушали их советов.
Итог занятия.
Ребята, сегодня мы узнали очень много интересного о Кубани, о быте и традициях кубанских казаков. Казаки вмести дружно работали, а потом веселились. Широко льётся по станице удалая казачья песня. Из покон веков на Кубани любили петь. И я Вам предлагаю послушать песню, а кто знает слова песни, то может подпевать.
Используемая литература.
1. Корсакова Б. Е., Хачатурова Е. А., Фролов Б. Е., «История Кубани»
2. Мирук М. В., Науменко Т. А., «Введение в историю Кубани».
3. В. Нестеренко «Наша Родина Кубань».
4. https://anapacity.com/istoriya-krasnodarskogo-kraya/odezhda-zhiteley-kubani.html
5. https://slavakubani.ru/education/education/modern-cossack-pedagogy/obychai-i-byt-kubanskogo-kazachestva/