МААМ-картинки

Конспект занятия «Мы в Мордовии живём»

Татьяна Харитонова
Конспект занятия «Мы в Мордовии живём»
▼ Скачать + Заказать документы

НООД «Мы в Мордовии живем»

Программное содержание:

Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах Саранска; продолжать закреплять знания о быте, одежде и национальной кухне мордвы. Закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней. Продолжать учить работать со схемами.

Формировать правила безопасной жизнедеятельности.

Развивать мышление, внимание, речь, память.

Публикация «Конспект занятия „Мы в Мордовии живём“» размещена в разделах

Воспитывать любовь к родному городу, положительное отношение к культурному наследию мордовского народа.

Образовательные области: «коммуникативно- личностное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно- эстетическое развитие», «физическое развитие».

Методические приемы:

Словесный: обобщающая беседа, повторное проговаривание, рассматривание, вопросы.

Наглядный: предметы быта, интерьера, фотографии.

Игровой: «Кубик – рубик», «Осторожно, огонь», «Горшочек».

Практический: «Собери герб Саранска», «Найди по схеме».

Материалы: изображение герба г. Саранск, куб с изображением памятников на гранях; фотографии с изображения спортивных центров и зданий Саранска.

Раздаточный материал: вырезанные детали герба Саранска для самостоятельной работы.

Предварительная работа:

- разучивание колыбельной песни;

- разучивание пословиц о Родине;

- знакомство с достопримечательностями Саранска

В России средь берёзовых просторов

Полянка есть – Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой,

За горы уходили, за моря!

Восп. : О чём это стихотворение?

Реб. : Стихотворение о Мордовии.

Восп. : С чем сравнивается Мордовия?

Реб. : С песней матери.

Восп. : Да, и что Мордовия является частицей нашей большой многонациональной России, где у каждого гражданина есть права. Одно из прав право на жильё. Мы можем выбрать себе место для проживания, решить, где нам жить в городе или деревне.

Восп. : А вы знаете, чем отличается город от деревни?

Реб. : В городах большие многоэтажные дома, в деревне маленькие одноэтажные.

Реб. : В городах много улиц, дорог по которым ездят машины, троллейбусы, автобусы, а в деревне только машины и их мало.

Реб. : в городах есть заводы, фабрики, парки, театры, музеи, а в деревне этого нет…

Восп. : А Саранск это город или деревня?

Реб. : Саранск – город.

Восп. : Правильно. Саранск – город. У него есть свои символы: флаг, герб. Вспомните, пожалуйста, какой герб у Саранска, из предложенного материала выберите нужные детали и сложите герб Саранска.

(Дети садятся за столы.)

Игра «Собери герб Саранска».

Восп. : А теперь посмотрите на картинку с гербом и проверьте, правильно ли вы сложили его.

Восп. : Саранск большой и красивый город, где много улиц, проспектов, площадей. У каждого есть своё название. У каждого дома есть свой номер. Квартиры тоже различаются по номерам. Благодаря этому человек может точно обозначить своё место на Земле, где он живёт. Это обозначение называется адресом.

Восп. : А вы знаете свой адрес? (Дети называют свои адреса).

Восп. : Назовите адрес нашего детского сада. Для чего нужно знать свой адрес? Ко всем ли людям можно обратиться за помощью?

Восп. : А сейчас я прочитаю предложения, а вы внимательно слушайте, если заметите ошибку, то исправьте.

1. Столица республики Мордовия город Краснослабодск. (Саранск).

2. Самая большая площадь в Саранске Советская.

3. Кукольные спектакли проходят в музыкально-драматическом театре. (В кукольном театре).

4. Памятник погибшим воинам находится на советской площади. (На площади Победы).

5. Саранск самый крупный город в Мордовии.

Восп. : Знаете ли вы достопримечательности нашего города? Проверим это, играя в наш «кубик-рубик». Пройдите, пожалуйста к столу. Вы бросаете куб и называете, что выпало.

Игра «Кубик-рубик».

Восп. : Молодцы, вы правильно отвечали. Прошу пройдите к следующему столу. Здесь на фотографиях изображены необычные, красивые здания города Саранска, с которым вы уже знакомы. А сегодня предлагаю всем найти здание по схеме. (Выставляется схема здания, дети ищут изображение здания).

Игра «Найдите по схеме».

Восп. : Здание нашли, идём дальше. На этом стенде фотографии других зданий. В этом году в нашей стране, в городе Сочи проходят зимние Олимпийские игры, где участвуют и наши спортсмены. 7 февраля будет открытие олимпийских игр. Мордовия вырастила олимпийских чемпионов, которые известны всему миру. У нас в детском саду тоже прошли малые олимпийские игры и самым сильным, быстрым и ловким были вручены медали.

Восп. : Посмотрите, что это за спортивные сооружения?

Дети показывают те спортивные сооружения, которые им знакомы, ответы дополняет воспитатель.

Восп. : В эти спортивные центры люди приходят заниматься спортом. А для чего нужно заниматься спортом? А также приходят в выходные дни отдыхать, покататься на лыжах или посмотреть соревнования спортсменов. А где ещё можно отдыхать в нашем городе?

Реб. : В парке, в музее, в театре.

Восп. : У нас много прекрасных мест отдыха, но надо помнить, что вокруг нас много опасностей. Давайте вспомним правила безопасности в городе.

Реб. : На городских улицах много машин, поэтому переходить дорогу нужно только со взрослыми.

Реб. : Нельзя одному гулять на улице, особенно в тёмное время.

Реб. : С просьбами и вопросами лучше обращаться к милиционеру.

Реб. : Нельзя уходить с незнакомыми людьми, что бы они не обещали и не говорили.

Реб. : Нельзя одному гулять у леса, стройки, гаражей.

Реб. : Опасно входить в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.

Реб. : Если кто-то пытается силой увести, надо сопротивляться, кричать: «Я вас не знаю! Отпустите меня!» Если удалось вырваться надо бежать к людям.

Восп. : Ребята, помните эти правила всегда. О каком городе мы с вами говорили? (О Саранске). Когда-то давно Саранск был крепостью, а потом уездным городом. И жизнь наших прабабушек и прадедушек была совсем другой, ни как у нас. Хотите узнать как они жили? Тогда давайте пойдём в хранительнице народных традиций, она расскажет нам.

- Шумбрачи, эйкакшт!

-Шумбрачи, инжеть!

-Я рада вас видеть у себя в гостях. Сегодня мы поговорим с вами о том, как раньше люди жили в нашем крае.

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши прабабушки, и прадедушки жили в сёлах и деревнях.

Село – по русски, по эрзянски-веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля,

Что этому народу жизнь дала.

-Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.

• Человек без Родины, что птица без гнезда.

• Родная земля - родная мать.

• Каждый дом своего хозяина имеет.

• Куда иголка туда и нитка.

Мордовские деревни были небольшими, всего в несколько домов. Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

- Ребята, как вы думаете, какая опасность подстерегала людей в таких домах? (быстро возникал пожар, потому что солома быстро загорается; с одного дома пламя перекидывается на другой дом)

Игра «Осторожно, огонь!»

- Перед вами 3 дома: у одного крыша покрыта соломой, у второго – деревом, а у третьего – железная крыша. Поставьте огонек на тот дом, в котором пожар может загореться быстрее всего.

- Молодцы, ребята!

-Ребята, раньше в одном доме жило много людей. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. В свободное время водили хороводы, веселились, играли.

Восп: Ребята, а мы с вами тоже умеем играть в мордовские игры.

- А вы знаете мордовскую народную игру «Горшочки»? (да). А давайте поиграем!

-А вы знаете, как нужно играть, чтобы игра приносила радость, а не синяки и обиды?

(Правила игры)

(Дети делятся на пары, один из пары горшочек, другой хозяин, тот кто остался без пары, покупатель. Покупатель выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:

-Продашь свой горшок.

Хозяин отвечает: Продам

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшочка, а остальные считают: вейке (один, кавто (два, колмо (три) чийть (беги). Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый прибежит и дотронется до головы горшка, тот и - хозяин, а другой становится покупателем.

-А сейчас я приглашаю вас пройти в мордовскую старинную избу. Большое место в избе занимала печь. Она кормила, спасала от холода, избавляла от болезни (хвори). А сколько сказок было рассказано на печи! Недаром говорится: «Печь краса- в доме чудеса»!

Детей в семье было много. Кроме сказок они любили слушать колыбельные песни.

Восп. Ребята, мы тоже знаем колыбельную песню. Давайте ее споем.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

-Вечером зажигались лучины. Это было первым средством освещения избы. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой, для того чтобы пепел не падал на стол и не случился пожар.

На смену лучине пришла свеча. Свечное освещение в деревне не всем было доступно. Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием. Поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину. Керосиновые лампы изобрели позднее, когда появился керосин. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и по улице.

-Вечерами мужчины плели из лыка лапти, подшивали валенки. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: вышивали, вязали, шили, делали из ниток кукол своим младшим сёстрам.

Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее в сундуках (Эрямо парь).

В середине избы стоял стол. Посмотрите, какой посудой пользовались наши предки. Она изготавливались из глины, дерева, реже из металла. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда.

- А какая самая знаменитая мордовская еда?

Дети: Блины

- Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовят из теста с добавлением пшена и гречки. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные! Я хочу угостить вас!

-А закончить нашу экскурсию мне хочется такими словами:

Мордовия – часть нашей славной России!

Прекрасная родина светлой мечты,

Не сыщешь нигде в мире края красивей.

Об этом всегда помню я, помни ты

Публикации по теме:

«Мы растём». Фотоотчет о том, как мы в ясельках живём«Мы растём». Фотоотчет о том, как мы в ясельках живём Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию отчет о нашей жизни в ясельках на этой короткой неделе. Пусть.

«Вот как мы живём» (фотоотчёт)«Вот как мы живём» (фотоотчёт) Пролетел ещё один учебный год. Много разных событий произошло. Занятия,праздники,векторный,сменяли друг друга,жизнь «кипела».Но утренники.

Беседа с детьми «Ушедшие в бессмертие» (о воинах — интернационалистах Мордовии, не вернувшихся с Афганской войны)Беседа с детьми «Ушедшие в бессмертие» (о воинах — интернационалистах Мордовии, не вернувшихся с Афганской войны) Уважаемые коллеги! Накануне дня Защитника Отечества в старшей группе я провела беседу о воине - интернационалисте Афганской войны Сергее.

Фоторепортаж «Мир, в котором мы живём!» (I часть)Фоторепортаж «Мир, в котором мы живём!» (I часть) Дорогие, коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию посмотреть подборку моих фотографий о красоте природы, которая нас окружает. «Великая.

Фотоотчёт о праздничном мероприятии «На Кубани мы живём»Фотоотчёт о праздничном мероприятии «На Кубани мы живём» 13 сентября 1937 года ЦИК СССР принял Постановление о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. Эта.

Фотоотчет «Как мы весело живём»Фотоотчет «Как мы весело живём» Уважаемые коллеги! Хочу Вас познакомить с моей группой "Непоседы". С детьми работают: ЛОГОПЕД : ГОРЯЧЕВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА ВОСПИТАТЕЛИ.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Конспект игры-беседы «Правила, по которым мы живём» в старшей группе Цель: формирование навыков и умений поведения в социуме. Задачи: 1. Воспитание осознанного отношения к правилам и нормам; 2. Развитие способности.

Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии»Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Конспект НОД "Флаг моей малой Родины — Мордовии"(для детей среднего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект НОД «Знакомство с Красной книгой Мордовии» во второй младшей группе Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой Мордовии" во второй младшей группе. Автор: Чернова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мы в Мордовии живём»
Опубликовано: 20 января 2021 в 18:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мы в Мордовии живём»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Харитонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД