Получи документы

Конспект занятия «Матрешка — символ России» в подготовительной группе

Светлана Румянцева
Конспект занятия «Матрешка — символ России» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать знания детей о символах России, приобщать детей к изучению истории, культуры России.

Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

Расширять представления детей об особенностях внешнего вида куклы – матрешки.

Познакомить с историей названия куклы.

Публикация «Конспект занятия „Матрешка — символ России“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки.

Расширять представление о Семеновской, Полхов - Майданской, Сегриево – Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству.

Активизировать внимание, зрительное восприятие.

Развивать речь, мышление, воображение и творческие способности детей.

Развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям.

Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.

Материалы, оборудование: сундучок, матрёшки, ноутбук, д/и «Расставь по росту», д/и «Матрешка, где ты?», иллюстрации с изображением матрешек, русские народные мелодии.

Ход:

Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)

«Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны)

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой)

Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)

Здравствуй Родина моя!» (Взять друг друга за руки)

Воспитатель: Ребята мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя Россия! А мы с вами граждане России- россияне.

Слайд 2

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках, которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Там прабабушка – игрушка,

Хоть она и не старушка.

Просто у неё внутри –

Есть ещё похожих три.

Каждую мы открываем,

И другую вынимаем! (Матрёшка)

Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка. Это старинная игрушка. С ней любили играть бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире.

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).

Слайд 3

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так немного и немало

Символом России стала.

Знают все ее загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю-

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрешка, две…и вот…

Матрешек целый хоровод.

В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.

Слайд 4

Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир.

Слайд 5

Почему так называется?

Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.

Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

Это имя очень любили на Руси. Матрена означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.

Появление на свет

В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.

Слайд 6

Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.

Слайд 7

Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.

Слайд 8

Первая матрешка

Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова.

Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Они сообща работали над воссозданием крестьянских игрушек, художественной росписи и русского стиля в целом.

Слайд 9

У первой игрушки-матрешки было 8 мест. Самая большая фигурка – крестьянская женщина с черным петухом под мышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Последняя фигурка – краснощекий младенец в пеленках. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы — …

Дети: Матрешки.

Слайд 10

Игра на скорость «Расставь по росту».

Задачи: упражнять детей в умении соотносить матрешек по величине.

Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда.

Слайд 11

Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.

Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров. Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок. И тем интереснее она станет.

Слайд 12

Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек. Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? На сколько частей делится одна матрешка?

Игра с движением

«МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»

Дети стоят в кружок вокруг воспитателя. Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг позади детей.

Хожу, брожу, матрешки держу,

Разберу пополам, деткам в ручку дам.

Незаметно вкладывает по половинке матрешек в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:

Ты тихонечко сиди, ничего не говори,

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Громко: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»

Дети, у которых в руке оказалась половинки матрешек, выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Слайд 13

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

1. Сергиевская (загорская) матрёшка появилась в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область, сейчас г. Сергиев Посад). Матрешка отличается округлыми формами, яркой росписью гуашью с черной контурной обводкой. На девушке завязанный узлом платочек, сарафан оформляется простым цветочным узором, расписывается яркими цветами, листьями и точками. Две пряди волос прячутся под платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы

Слайд 14

2. Полхов-майданские матрешки появились в 1920-х годах в селе Полховский Майдан Горьковской области. Их можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному, вытянутому силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету, используются яркие и сочные краски: темно-зеленый, синий, желтый. Все объединяет черный контур. У этой матрешки нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицо обрамляют “кудри” — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы — под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри”. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Слайд 15

3. Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области. Главное отличие семеновской матрешки : крупные цветы в центре фигурки: алые розы, маки, ягоды и листья собраны в букеты. Платочек, завязанный узлом и кайма с цветочными бутонами по нему — это отличие семеновской матрешки. А еще семеновская матрешка отличается от других своей многоместностью, в нее вкладывают до 15–18 разноцветных кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, ее высота 1 метр.

Слайд 16

4. Есть еще Авторская матрешка. Авторской называют матрешку, изготовленную не в определенном стиле, а выполненную профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. На фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного русского художника, сюжет народной сказки. Встречаются матрешки, расписанные в стиле других традиционных промыслов: «под хохлому», «под гжель», «под жостов», «под палех».

Слайд 17

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

Матрешка — это деревянная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы, но поменьше. Это — символ любви, дружбы и семьи. Это — символ русского народа, его представление о красоте и гармонии. Матрешка — символ России, ее образ и душа.

В 2000 году в Москве была проведена выставка, посвящённая 100-летию первой русской матрёшки. Это послужило открытию первого музея в России «Музей матрешки».

Вопрос – ответ: Что понравилось, планы на будущее, что хотели бы узнать дети, с какими символами России хотят познакомиться. Высказываются по поводу полученной информации.

Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка»Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка» ]ФЭМП 2 младшая группа «Раз матрешка, два матрешка» Цели и задачи: учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество. Образовательные задачи: дать знания о государственном флаге,.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группеКонспект НОД «Береза — символ России» в средней группе Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Конспект экологической викторины в подготовительной к школе группе «Природа России» ко Дню России на МAAMКонспект экологической викторины в подготовительной к школе группе «Природа России» ко Дню России на МAAM Дошкольный возраст - важный этап становления личности, период развития физических и психических качеств, время формирования всех педагогических.

Конспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группеКонспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группе Тема: «Наша русская матрешка» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Цель: Формирование умения складывать матрешку.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России» Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране. Задачи: - расширять представления детей.

Конспект занятия по обрывной аппликации «Берёзка — символ России» в младшей группеКонспект занятия по обрывной аппликации «Берёзка — символ России» в младшей группе Конспект занятия по обрывной аппликации «Береза – символ России» в младшей группе. Цель: - Воспитание чувства гордости и любви к.

Конспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группеКонспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ " МАТРЕШКА " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, Материалы и оборудование : Игрушка- Матрешка, приготовленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Матрешка — символ России» в подготовительной группе
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 13:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Матрешка — символ России» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Румянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД