Светлана Румянцева
Конспект занятия «Матрешка — символ России» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать знания детей о символах России, приобщать детей к изучению истории, культуры России.
Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
Расширять представления детей об особенностях внешнего вида куклы – матрешки.
Познакомить с историей названия куклы.
Публикация «Конспект занятия „Матрешка — символ России“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки.
Расширять представление о Семеновской, Полхов - Майданской, Сегриево – Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству.
Активизировать внимание, зрительное восприятие.
Развивать речь, мышление, воображение и творческие способности детей.
Развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.
Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.
Материалы, оборудование: сундучок, матрёшки, ноутбук, д/и «Расставь по росту», д/и «Матрешка, где ты?», иллюстрации с изображением матрешек, русские народные мелодии.
Ход:
Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны)
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой)
Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)
Здравствуй Родина моя!» (Взять друг друга за руки)
Воспитатель: Ребята мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя Россия! А мы с вами граждане России- россияне.
Слайд 2
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках, которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Там прабабушка – игрушка,
Хоть она и не старушка.
Просто у неё внутри –
Есть ещё похожих три.
Каждую мы открываем,
И другую вынимаем! (Матрёшка)
Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка. Это старинная игрушка. С ней любили играть бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире.
Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).
Слайд 3
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так немного и немало
Символом России стала.
Знают все ее загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощекие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю-
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрешка, две…и вот…
В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.
Слайд 4
Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир.
Слайд 5
Почему так называется?
Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.
Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.
Это имя очень любили на Руси. Матрена означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.
Появление на свет
В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.
Слайд 6
Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.
Слайд 7
Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.
Слайд 8
Первая матрешка
Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова.
Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Они сообща работали над воссозданием крестьянских игрушек, художественной росписи и русского стиля в целом.
Слайд 9
У первой игрушки-матрешки было 8 мест. Самая большая фигурка – крестьянская женщина с черным петухом под мышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Последняя фигурка – краснощекий младенец в пеленках. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
Дети: Матрешки.
Слайд 10
Игра на скорость «Расставь по росту».
Задачи: упражнять детей в умении соотносить матрешек по величине.
Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда.
Слайд 11
Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.
Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров. Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок. И тем интереснее она станет.
Слайд 12
Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек. Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? На сколько частей делится одна матрешка?
Игра с движением
«МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»
Дети стоят в кружок вокруг воспитателя. Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг позади детей.
Хожу, брожу, матрешки держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Незаметно вкладывает по половинке матрешек в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:
Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Громко: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
Дети, у которых в руке оказалась половинки матрешек, выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Слайд 13
Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:
1. Сергиевская (загорская) матрёшка появилась в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область, сейчас г. Сергиев Посад). Матрешка отличается округлыми формами, яркой росписью гуашью с черной контурной обводкой. На девушке завязанный узлом платочек, сарафан оформляется простым цветочным узором, расписывается яркими цветами, листьями и точками. Две пряди волос прячутся под платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы
Слайд 14
2. Полхов-майданские матрешки появились в 1920-х годах в селе Полховский Майдан Горьковской области. Их можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному, вытянутому силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету, используются яркие и сочные краски: темно-зеленый, синий, желтый. Все объединяет черный контур. У этой матрешки нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицо обрамляют “кудри” — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы — под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри”. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.
Слайд 15
3. Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области. Главное отличие семеновской матрешки : крупные цветы в центре фигурки: алые розы, маки, ягоды и листья собраны в букеты. Платочек, завязанный узлом и кайма с цветочными бутонами по нему — это отличие семеновской матрешки. А еще семеновская матрешка отличается от других своей многоместностью, в нее вкладывают до 15–18 разноцветных кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, ее высота 1 метр.
Слайд 16
4. Есть еще Авторская матрешка. Авторской называют матрешку, изготовленную не в определенном стиле, а выполненную профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. На фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного русского художника, сюжет народной сказки. Встречаются матрешки, расписанные в стиле других традиционных промыслов: «под хохлому», «под гжель», «под жостов», «под палех».
Слайд 17
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
Матрешка — это деревянная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы, но поменьше. Это — символ любви, дружбы и семьи. Это — символ русского народа, его представление о красоте и гармонии. Матрешка — символ России, ее образ и душа.
В 2000 году в Москве была проведена выставка, посвящённая 100-летию первой русской матрёшки. Это послужило открытию первого музея в России «Музей матрешки».
Вопрос – ответ: Что понравилось, планы на будущее, что хотели бы узнать дети, с какими символами России хотят познакомиться. Высказываются по поводу полученной информации.
Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?
Ответы детей.
Воспитатель: Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже.