Любовь Бакланова
Конспект занятия «День народного единства» для младших школьников
Цель: познакомить учащихся с праздником – Днем народного единства.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей праздника “День народного единства”.
2. Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года.
3. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Публикация «Конспект занятия „День народного единства“ для младших школьников» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4 ноября в России отмечают праздник, который имеет красивое название «День народного единства».
Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
Праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в 17 веке.
Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. В России давно живут вместе десятки больших и малых народов. Россияне — это не только русские, но и татары, башкиры, евреи, удмурты, чуваши, якуты, чукчи, адыгейцы, осетины, буряты, калмыки.
Официальное название нашей страны — Российская Федерация (сокращённо — РФ). Что значит «федерация»? Это добровольное объединение равноправных территорий и народов. Двадцать одна республика входит в состав России.
Россия — многонациональная и многоязычная страна, но так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский.
- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе)
Я предлагаю одному из вас разорвать вот эту стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу). А теперь каждый возьмите по одному листу бумаги и порвите на две части. Сделаем вывод: когда мы все вместе (как эта стопка бумаги, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.
Педагог: Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод.
Послушайте, что произошло 400 лет назад, в начале 17 века.
Давным - давно жили на земле русичи. Жили честно, трудились, растили детей. Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод и холод лютый, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег- страну мучил большой голод. Бродячие голодные люди объединялись в разбойничьи банды и грабили прохожих.
В такое «смутное» время напали на Русь враги (поляки, также убивая и грабя людей. Каждый город защищал себя сам, но враги были сильнее голодных горожан. Чужие воины захватили Москву и поставили править Россией своего царя.
Так Русская земля была занята врагами. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
Нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Кузьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый, да смелый. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против царя чужеземного.
Кузьма Минин обратился к народу: «Люди русские! Пришла пора помочь родимой Руси. Спасем нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы собрать войско. Поищем человека, который смог бы это войско возглавить».
Люди отозвались на его слова: богатые люди приносили свое имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Объединился весь русский народ.
Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.
Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин показали себя отважными воинами и мудрыми полководцами. Народ не забыл их подвиг.
На Красной площади в Москве воздвигнут памятник этим мужественным людям. На памятнике написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».
Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели объединить на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков.
Так, в трудные времена проявились лучшие черты российских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Теперь мы празднуем День народного единства как заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.
Физминутка «Дружба ладошек».
Дети встают в круг. Педагог предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать.
Мы ладонь к ладони приложили
И всем дружбу свою предложили. (Соединяем руки.)
Весело и дружно будем играть,
Чтобы счастливыми стать! (Поднимают руки вверх)
Мы друг друга не обижаем.
Мы друг друга уважаем! (обнимают друг друга)
Практическая часть. Инструктаж по ТБ.
На практической части занятия дети первого года обучения сделали гирлянду дружбы. А обучающиеся второго года обучения изготовили красочные открытки к празднику в технике аппликации. Педагог объяснил алгоритм работы, дети приступили к самостоятельной работе, соблюдая технику безопасности. Педагог оказывал помощь и контролировал работу.
Итог занятия
Поднимите руки те, кто сегодня узнал новую информацию.
Чем вам запомнилось это занятие?
А теперь, покажите, какие открытки у вас получились.
Все справились? Какие трудности были?
А сейчас посмотрите на доску, какая красивая гирлянда дружбы получилась у ребят!
Молодцы, вы хорошо потрудились!
Педагог: ребята, а теперь хотелось бы подвести итог сегодняшнего занятия: для каждого очень важно знать и помнить историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Теперь мы знаем, сильна Россия только тогда, когда она едина! Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно. Как повезло тебе и мне! Мы родились в такой стране, Где люди все – одна семья, Куда ни глянь – кругом друзья!
Ребята, наше занятие закончилось, благодарю всех за работу!
До свидание!