Юлия Габриш
Конспект занятия «Казачата»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
Воспитатель – хозяйка входит в зал поджидает гостей.
Дети входят с казачкой (воспитателем) стучатся.
Здороваются по казачьи.
Дети. Здорово дневали хозяйка! – кланяются.
Хозяйка. Слава Богу гости дорогие! (кланяется) Давно вас поджидаю. Проходите гости дорогие, приглашаю вас на посиделки, занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним. (показывает куда, дети сели на лавочки)
- Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей. А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?
Дети. Казаки свободные, вольные люди.
- Где жили казаки?
- Казаки жили в близи рек.
- Казачата я хочу вам загадать загадку.
Загадка Лес на берегах стоит
Под мостом она бежит,
И течет вода куда-то
Догадались вы ребята?
У молчу ответ пока,
Под мостом бежит ….
- Правильно это река. Какая главная река в нашем Донском крае?
Дети: Река называется Дон.
(показ иллюстрации реки Дон)
Хозяйка. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
1 реб. Река Дон большая, широкая, она тянется далеко по всей нашей области.
2 реб. По реке Дон ходят корабли, теплоходы.
3 реб. По берегам реки расположены села, города.
Хозяйка. Издавна были крепки казачьи семьи. Они селились на берегах реки Дон. И сильны они были тем, что каждый в семье имела свои обязанности. А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?
Кто охраняет любимую Родину (любимую Родину охраняет казаки)
Кто ведёт домашнее хозяйство (домашнее хозяйство ведет казачка)
Кто пашет и засевает широкие донские поля (пашет и засевает широкие донские поля казак)
Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать -казачка)
Кто готовит вкусный казачий борщ (вкусный казачий борщ готовит казачка)
Кто ухаживает за лошадьми (ухаживает за лошадьми казак)
Кто печёт вкусный каравай (печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)
А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)
- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Физминутка
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо,и ещё
Через левое плечо
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Хозяйка : Присядем казачата. Ребята, а какие пословицы вы знаете о казачьих семьях?
• Казачьему роду нет переводу.
• Сумел сына родить, сумей и на коня посадить.
• Чти родителей своих.
• По главному казаку и семья ценилась.
• Жизнь сладка, где семья крепка.
Хозяйка: Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.
-Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!
1 реб. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.
2 реб. Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.
3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.
Хозяйка. А какая главная казачья заповедь?
Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»
- А кто главный у казаков?
Дети: Главный у казаковАтаман.
Хозяйка. Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Хозяйка. Молодцы казачата! Посмотрите, что это за казачий экспонат? (Нагайка, повторить 2 детям)
- Для чего служила нагайка казакам?
Дети. Нагайка — короткая плеть, служила оружием.
- Я предлагаю поиграть в игру «Передай нагайку».
Игра «Передай нагайку»
Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.
- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.
- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.
- Как называется казачья шапка? - Папаха.
- Какое оружие было у казаков? - Шашка.
- Как называется казачий дом? - Хата, курень
- Из чего поили чаем гостей? Самовара.
- Воду приносили из чего? Колодец.
-Лучший друг казака (конь).
-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
- В чем готовили казачки еду? (чугунках)
-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печь).
-Любимое угощенье казачат (пряник).
Хозяйка: - Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках, а сейчас я приглашаю вас в казачий курень и посмотреть, как жили казаки. (заходят в курень)
- Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона (показ иконы). Войдя в дом, гости прежде всего крестились перед иконами. И только потом садились за стол.
Хозяйка. А это кухня, у казачек она называется стряпка. в каждом курене находилась русская печь. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (потому что, здесь стряпали (готовили) пищу) Готовили казачки в чугунках. (повторить детям чугунок).Возле печки всегда стоял ухват. (повторить детям) Посуда была глиняная, вот кувшин где хранили молоко. Ели казаки деревянными ложками.
Воспитатель: Ребята, как здесь красиво, тепло и уютно.
Хозяюшка. Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. Казачки старались к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное. Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной. А вы знаете какие-нибудь казачьи блюда?
Дети: В реке Дон водилась рыба. Казаки ловили и из нее варили уху, жарили, запекали.
- Из теста пекли круглики, пироги.
- Казаки готовили лапшу, борщ.
- Компот из сухофруктов.
- Казаки называли компот узвар. (повторить 2 детям) .
Воспитатель : А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Хозяюшка. Правильно и сейчас в наше время казачья кухня очень популярна и очень полезна. Воду казачки носили с утра, каждый раз по два ведра. Отгадайте загадку.
На плече повисло, что (ответ детей: коромысло).
Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.
Воспитатель : А что это за ящик у вас стоит?
Хозяюшка. Это не ящик, а сундук, в котором казаки хранили свои вещи (открывает сундук, достаёт наряды, показывает гостям.)
- Посредине хаты стоял стол. Вокруг стола стояли лавки. На столе всегда стоял самовар. Кровать стала украшением дома. Ее застилали покрывалами – лоскутным одеялом (лоскутное одеяло - повторить).На кровати возвышалась гора из подушек под накидками. В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.
- Ребята кто из вас знает, что считалось главным украшением у казаков?
Дети. Главным украшением считалось оружие: сабли, винтовки.
Хозяйка. Правильно. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Хозяйка старалась к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное.
Воспитатель: Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Хозяйка. Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки. Ну, а теперь, ребята, давайте с вами поиграем в мою любимою игру «Казачье подворье», закрепим наши знания о казаках.
Хозяйка. Ребята, а что это за жилище?
Ответ детей: - это казачий курень.
Воспитатель : А что означает слово курень?
Хозяйка. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу. Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее железом. Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.
Игра «Казачье подворье».Материал и оборудование: макет казачьего подворья, коровы, овцы, хата, печка, сарай, стог сена, конь, колодец. Правила игры: дети друг за другом заполняют пустое казачье подворье: первый ребенок берет любой предмет на выбор, например коня и рассказывает о его роли в жизни казака, игра продолжается до тех пор, пока подворье полностью не будет заполнен.
Ответы детей в игре :
1. Подворья казаков огорожены заборами – плетнями.
2. Казаки сами плели эти заборы, защищая свое подворье от животных.
3. Во дворе располагались хозяйственные постройки. Находился баз для скота.
4.. Колодец был важной застройкой, он служил для хранения воды.
5. Казаки держали хозяйство это коров, свиней.
6. Казак и конь неразлучны, казаку в жизни, в быту, на службе помогает конь.
7. Так же казаки имели в хозяйстве кур, овец.
8. Лавочка служила местом для отдыха, она располагалась перед куренем.
9. В каждом подворье казаки сажали подсолнухи.
10. Летняя печь служила для приготовления пищи.
Хозяйка. Ещё казаки летнюю печь называли горнушка. (повторить 2 – 3 детям). Молодцы ребята, славно мы поиграли в игру «Казачье подворье», вы так хорошо рассказывали о жизни казаков.
- Что вам понравилось на посиделках? - О чём мы сегодня с вами говорили? (мы говорили о жизни казаков)
Хозяюшка. Казачьему роду нет переводу, это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции? И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.
Ну какие посиделки без песен. А не с играть ли нам песню казачата?
Песня «Как за Доном за рекой»
- Славно повеселились, казачата. А теперь настало время потчевать вас! Милости прошу отведать мои угощенья. (фрукты или пироги)
Наши посиделки подошли к концу.
Дети прощаются и под музыку уходят.