юлия ефремова
Конспект занятия «Календарь» в подготовительной группе, к проекту «Мы — друзья птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний о временах года, месяцах.
Задачи:
закрепить знания о временах года и месяцах;
закреплять навыки чтения;
включить обучающихся в процесс «создания календаря»;
развивать речь, творческую активность детей;
развивать навыки учебной деятельности.
Тип занятия : закрепление знаний, умений и навыков.
Вид занятия : занятие-эврика.
Методы: активные методы обучения, эвристическая беседа.
Оборудование:
12 бумажных птиц с 4 крыльями (по 3 желтого, белого, зеленого и оранжевого цвета,
Публикация «Конспект занятия „Календарь“ в подготовительной группе, к проекту „Мы — друзья птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Темочки
календарь,
цветные карточки с названием времен года и месяцев,
сюжетные картинки о временах года,
Раздаточный материал:
листы бумаги по количеству детей,
карточки с названиями месяцев на каждого ребенка,
клей-карандаш,
медали-оценки в виде смайлика.
Межпредметные связи: окружающий мир, литература.
Метод «Волшебный клубочек» (возможен иной вариант данного этапа – Приложение 2)
Педагог вместе с детьми становится в круг. Он держит «волшебный клубочек», который ведё т ребят по стране знаний и говорит:
- Сегодня мы отправляемся с вами в новое путешествие, в котором нас будет сопровождать наш верный клубочек. Он укажет нам путь, поможет в трудную минуту. Для начала давайте покажем клубочку наше желание двигаться дальше, узнавать новое, наше настроение.
Педагог говорит о своём настроении и передаёт клубочек обучающемуся, который делает то же самое и передаёт следующему. Клубочек передаётся так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина». Когда клубочек возвращается к педагогу, он говорит:
- Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы – единое целое! Давайте и работать сегодня на занятии будем вместе, сообща, поддерживая и помогая друг другу.
Вхождение или погружение в тему
Техника знающего незнания
На доске расположены 12 бумажных птиц (зима - белые, весна - голубые, лето - зеленые, осень - оранжевые или красные. У каждой прицы по 4 крыла (недели, вырезаны на крыльях по 7 перышков - дни, с одной стороны покрашенных в черный свет - день и ночь). Дети рассматривают во время занятия птиц, могут двигаться с ними под музыку, прикрепляя их самостоятельно.
- Я расскажу вам сказку В. И. Даля «Старик Годовик». (Чтение сказки.)
- Что это за птицы вылетели из рукава Старика Годовика? (месяцы)
- Весна, лето, осень, зима – это?. Земле становится то холодно, то жарко. Точнее было бы сказать, что на Земле происходит смена времен года. (Времена года).
- Какие это четыре крыла у каждой птицы? (недели)
- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни)
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – черная? (день и ночь)
Метод «Сегодня мы …»
- Сегодня на занятии мы поговорим с вами о временах года и месяцах и каждый создаст свой календарь, чтобы потом вписать в него праздники и дни рождения членов семьи.
Педагог:
- Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща. Если всё получится, вы унесете домой готовые календари.
- Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!
Метод «Разминка» (возможен иной вариант данного этапа – Приложение 2)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(имитация движений) (пока дети выполняют разминку, педагог убирает с доски птиц)
Проработка содержания темы
Метод «Создаем календарь»
Проведение:
- Сколько всего времен года?
- Назовите времена года по порядку.
- Кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу, читают названия времен года, написанные на карточках, прикрепляют их к доске)
- Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год (в центр доски помещается слово «год»).
Педагог читает стихи, дети определяют, о каком времени года они:
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит. (весна)
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. (лето)
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит. (осень)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (зима)
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Кто может вспомнить названия месяцев?
- Давайте расположим месяцы по порядку. В группе есть предмет, который может нам помочь сделать это. Кто догадается, что это? (календарь) (Дети читают названия месяцев, располагают карточки с названиями месяцев по порядку, под временами года, сначала на доске, затем на листках бумаги, индивидуально, объясняют свои действия).
Когда «календарь создан», педагог задаё т вопросы:
- Кто помнит, когда у него день рождения?
- Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)
Метод «Смайлики-медали»
Вопросы:
- Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
Педагог привлекает внимание детей к медалям-оценкам, которые лежат на столах.
- Это не простые смайлики, это медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую строну медали.
А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?
(Педагог не акцентирует внимание на том, как дети себя оценили, но берет себе на заметку, у кого завышенная или заниженная самооценка, а кто боится отвечать на занятиях.)
- Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?
- Вот видите, как много мы сделали на занятии : вспомнили и читали названия времен года, месяцев, создали календарь, вспоминали, когда у вас дни рождения! Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо!
Дома вы впишете в свои календари дни рождения мамы, папы, бабушек и дедушек и названия праздников.
Приложение 2
Энергизатор «Качающийся круг»
Цель: снятие напряжения, настрой на работу, сплочение группы.
Участники, стоя в кругу, начинают раскачиваться. Раскачиваются до тех пор, пока их движения не будут выполняться в одном направлении, в одном ритме.
Упражнение «Азбука»
Популярный артист театра и кино Ярмольник пытается изображать предметы, животных и птиц. А мы попробуем изобразить … буквы алфавита.
Упражнение «Ласковое имя»
Это упражнение также выполняется в круге. Участник бросает мяч другому участнику, называя при этом свое ласковое имя. После того, как все участники назовут свое ласковое имя, мяч возвращается назад, при этом каждый участник вспоминает ласковое имя того, кто бросал ему мяч, и произносит его.
Упражнение «Поздороваемся».
Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, дети в этой игре могут почувствовать свое тело.
Инструкция. «Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо будет делать очень быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу-хлопку нужно будет очень быстро «поздороваться», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак: глазами… руками… плечами… ушами… носами… коленями… пятками».
Обсуждение. Понравилась ли тебе игра? Легко ли было действовать так быстро? Как было здороваться проще? С кем контакт было устанавливать легче, а с кем сложнее?
Иголка и нитка
Развивает произвольность, коммуникативные и организаторские способности.
Дети выбирают водящего – он будет «иголкой», а остальные дети – «нитка».
«Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» - за ней. Роль иголки исполняет застенчивый, робкий, зажатый, замкнутый ребенок.
Упражнение «Земля, вода, воздух, огонь (четыре стихии)»
Все идут по кругу. Ведущий говорит:
«Земля» - опустить руки.
«Вода» - вытянуть вперед.
«Воздух» - поднять вверх.
«Огонь! – вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Старик-годовик
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.