Елена Горина
Конспект занятия «Как движется воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Как движется воздух
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 г. Краснодар
Воспитатель: Горина Елена Викторовна.
Форма работы с детьми:(исследовательская деятельность или ситуация проблема экспериментальная деятельность).
Образовательная область: «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Как движется воздух?».
Цель: Познакомить со свойствами теплого и холодного воздуха.
Публикация «Конспект занятия „Как движется воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Программные задачи:
Познавательные:
• Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха).
• Познакомить со свойствами теплого и холодного воздуха, его круговоротом в природе.
Специальные:
• Развивать стремление детей к познанию неизведанного в окружающем мире природных явлений.
• Развивать реалистичность понимания природных явлений, умение делать выводы на основе полученных знаний, умений и собственных представлений.
• Активизировать речь детей, обогащать словарный запас, развивать стремление детей к общению.
Воспитательные:
Воспитывать позитивный отклик детей на проведение творческого экспериментирования и опытничества.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Материалы:
1. Мультимедийная информационная доска.
2. Игровые атрибуты: домик с секретом, «капельки» воздуха (в теплой одежде «капелька» холодного воздуха, в легкой одежде с веером «капелька» теплого воздуха, академические шапки ученого - конфедератки по количеству детей, оранжевые карандаши на каждого ребенка, листки-заготовки, большой «научный дневник» (ватман).
Ход деятельности.
Дети входят в зал (звучит фонограмма песни «Улыбка» в исполнении ансамбля «Мелодия»). Слайд№1.
В. :
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется!
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
Мы очень рады, что к нам пришли гости. Ребята, давайте с вами подарим свои замечательные улыбки всем гостям.
Присаживаются на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель – так, чтобы видеть всех ребят. Рядом с воспитателем стоит столик, на котором находится домик.
Ребята, сегодня к нам в гости пришла капелька. Но это капелька не воды, а воздуха. Молекула воздуха (обращаясь к гостям). О молекуле вы узнаете в школе, а сегодня мы будем называть нашу гостью просто: «Капелька».
Ребята, а что вы знаете о воздухе?
(ответы детей)
Какого он цвета? (прозрачный, бесцветный)
Мы его можем увидеть? (нет, он невидимый).
А в нашей комнате есть воздух?
А как вы догадались?
А чем пахнет воздух?
В. : Молодцы, все верно сказали.
В. : Ребята, а как вы думаете воздух умеет двигаться?
А вы хотите посмотреть, как движется воздух? (или А вы хотите проверить действительно ли воздух умеет двигаться). Я предлагаю вам подойди к столу и взять ленточки на столе. Поднимите ленточки повыше и подуйте на них. Что мы увидели?
А если мы подуем сильно сильно. Что происходит?
В. : Вы все верно сказали. Ребята можете присесть на стульчики.
Дети присаживаются. Воспитатель продолжает.
В. : Ребята, «Капелька» воздуха пришла к нам в гости не одна, а со своими друзьями, которые живут в этом красивом домике. Вы хотели бы посмотреть кто там живет?
Воспитатель достает капельку, которая одета в легкую одежду.
В. : Посмотрите ребята, вы узнали кто это?
В. : Верно, это капелька одета в легкую одежду и у нее есть веер. Как вы думаете почему? Это капелька теплого воздуха.
В. : Ребята, а там в домике еще кто-то есть. Посмотрим? Это тоже капелька, но одета в теплую одежду. Как вы думаете почему? Да, капельке холодно, значит это капелька холодного воздуха.
В. : Воздух бывает холодный и теплый. Но к сожалению, жить в дружбе, вместе как мы с вами, капельки холодного и теплого воздуха никак не могут. Теплый воздух он очень легкий, любит летать и легко путешествует. Поэтому я прикреплю ему крылышки (воспитатель прикрепляет крылышки к капельке теплого воздуха). В комнате такой воздух поднимается вверх и все время ищет выход. Ему хочется поскорее вырваться на улицу и погулять на свободе, охладиться.
А холодный воздух наоборот хочет погреться, он вползает к нам с улицы, он замёрз. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый. Поэтому холодной «капельке» воздуха я прикреплю грузик. В комнату холодный воздух проникает снизу.
Ребята, а вы хотели бы увидеть, как теплый и холодный воздух путешествует в наших домах?
В. : А увидеть, это можно с помощью научного эксперимента, наблюдая за пламенем свечи.
В. : И я даже знаю кто нам может в этом помочь. У меня есть знакомый ученый Всезнайкин. Ребята, а вы хотите увидеть настоящий эксперимент? Тогда мы должны непременно отправиться к нему в гости, чтобы увидеть самый настоящий научный эксперимент. В добрый путь. Слайд№2.
Физкультминутка.
Вот шагает дружно в ряд
Экспериментальный наш отряд
Мы к ученому идем и про воздух узнаем.
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, прыг-скок улыбнись
И в гостях у учёного очутись!
В. : Вот мы и пришли ребята. (Воспитатель концентрирует внимание детей на экране). Располагайтесь поудобнее. Волшебный экран покажи нам ученого.
Слайд№3. (с видеозаписью)
Ученый: Здравствуйте ребята. Меня зовут ученый Всезнайкин, у меня есть настоящая лаборатория, в которой я провожу различные эксперименты. А зачем вы ко мне пришли?
Ответы детей.
В. : Мы пришли, чтобы увидеть, как движется холодный и теплый воздух в наших домах. Ты можешь нам это показать? Слайд№4.
Ученый: Конечно, ребята. А увидеть, как движется теплый и холодный воздух в комнате можно при помощи обычной свечи. Сейчас я вам покажу настоящий эксперимент.
Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткрою дверь на улицу. Поднесу свечу, вверх. Смотрите. Ребята, куда наклоняется пламя свечи?
В. : Почему? (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). Слайд№5.
Ученый: Верно, молодцы! теплый воздух хочет выйти охладиться.
Подношу свечу вниз. Смотрите. Куда направлено пламя свечи?
В. : Почему? (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). Слайд№6.
Ученый: Совершенно верно! Вы ребята молодцы! До свидания!
В. : Спасибо, ученый Всезнайкин. Ребята, вам понравился научный эксперимент?
Что мы узнали нового? (если дети затрудняются ответить воспитатель помогает). Каким бывает воздух? Как можно увидеть движение теплого и холодного воздуха?
В. : Вы верно сказали. Девочки умницы, мальчики молодцы.
В. : Настоящие ученые всегда записываю результаты своих экспериментов. А теперь я приглашаю вас записать результаты эксперимента в научный листок. Проходите за столы. Можете надеть шапочки ученых. Ребята, перед вами на столах разложены научные листки с рисунком вот этой двери Слайд№7. Две свечи вверху и внизу. Давайте нарисуем пламя у свечи, которая находится внизу. Там за дверью улица. Куда будет направлено пламя у нижней свечи.
В. : Уточните, куда направлено пламя -в комнату или на улицу? Почему?
В. : Теперь рисуем пламя у верхней свечи. Куда направленно пламя? Почему?
В. : С зарисовкой эксперимента вы справились ОТЛИЧНО. Сегодня каждый из вас работал замечательно.
В. : Было бы здорово ребята, если бы мы с вами подклеили свои научные листки в научный дневник, чтобы ваши друзья и родители смогли посмотреть. Можно подойти к научному дневнику и под любой «капелькой» приклеить свой листок.
В. : Все правильно. Девочки умницы, мальчики молодцы.
Воспитатель подзывает детей к себе поближе.
В. : Ребята, вам понравился наш научный эксперимент? Скажите кому-нибудь из вас было трудно? А кто-нибудь из вас захотел стать ученым в будущем?
В. : Но кем бы вы не стали ребята, я желаю вам всем успехов. Мне было приятно с вами общаться. Но мне и нашей гостье капельке и ее друзьям пора уходить, а вам возвращаться в группу. А на прощанье хочу подарить вам мыльные пузыри. Наполняйте их воздухом, экспериментируйте. До свидания!