Елена Малярова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Глаза — наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старшей группы :
«Глаза — наши помощники».
Цель:
Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека. Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание им помочь. Развивать двигательную моторную координацию, прослеживающую функцию глаз с фиксацией взора.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Глаза — наши помощники“» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Методические приемы: загадывание загадки, беседа с детьми, самонаблюдение, ди-дактические игра ««Назови, что запомнил», использование художественной литературы, разучивание гимнастики для глаз, физкультминутка, эксперимент.
Оборудование очки, иллюстрации с изображением глаза и его строения, «Назови, что запомнил» раздаточный материал — резиновые муляжи овощей и фруктов необходимых для дидактической игры,платок для эксперимента
Словарь новых слов: окулист, хрусталик, радужная оболочка, зрачок, офтальмолог.
Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:
Закрепить знания детей о внешнем строении глаза.
Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика.
Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.
Дать детям знание о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет, размер).
Организационный момент
- Дети к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.
- Здравствуйте!
Ход занятия
Дидактическая игра «Кто, где стоит?» (справа, слева, впереди)
- игра называется «Кто, где стоит?». Правила игры: Водящий ребенок стоит в центре обруча. Трое других детей двигаются вокруг водящего и останавливаются. По команде педагога водящий ребенок определяет сначала рукой, а потом обозначают в речи местоположение других детей -перед ним, справа или слева от него. (Аня стоит справа от меня, Настя стоит слева от меня, Максим стоит впереди меня).
- Сейчас ко мне подойдет Аня и встанет на место водящего.
Трое детей двигаются вокруг водящего останавливаются.
- Аня будь внимательна, не забудь, что браслетик у тебя на левой руке.
- Аня покажи рукой, где стоит Настя, Максим, Тимур.
- А теперь скажи, с какой стороны от тебя стоит Настя, Максим, Тимур.
- Ребята кто в этой игре помог вам определить местоположение детей? …глаза).
Отгадайте загадку
Два Егорки живут возле горки. Живут дружно, а друг на друга не глядят.
(Глаза)
-Глаза. - это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением. Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть красоту окружающего мира).
Правильно ребята, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Хотите узнать, как устроены наши глаза?
Рассказать строение глаза
- Что это за черный кружок в глазу? Это зрачок. Зрачок - это маленькое окошко, через которое свет попадает в глаз, дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Зрачок очень «умный» - если на улице яркий свет, если снег сверкает так, что глазам больно, то зрачок сужается, делается очень маленьким (показывается картинка). Много света для глаз вредно. Поэтому летом все носят темные очки. А когда наступает вечер, на улице темнеет, зрачок расширяется - делается большим, широким. Ведь через большое окно проходит больше света (показывается другая картинка – глаз с широким зрачком). А вот это цветное колечко вокруг глаза называется радужная оболочка. Посмотрите друг на друга, какого цвета она у вас? (Ответы детей).
Вокруг глаза расположены реснички. Потрогайте их, только осторожно, чтобы не сломать. Кто знает, зачем они нужны? (Ответы детей). Да, реснички защищают глаза от пыли, соринок. Если на улице пыльный ветер в лицо дует, что все делают? Прищуриваются. Как? Посмотрите друг на друга, какими стали ваши глазки? Как щелочки. Пушистые реснички закрыли глаза и никакой соринке не попасть. А если все-таки попадет? Мы начинаем часто-часто моргать, соринки сдвигаются верхним веком вниз, а слезинки смывают их к носу. Можно промыть глаз водой или использовать чистый платочек. Брови нужны тоже не для красоты, они не дают стекающему со лба поту заливать глаза.
Эксперимент с хлопками
Пригласить двоих детей, поставить их перед другими детьми, неожиданно хлопнуть перед глазами, глазки моргнули.
Вывод: веки предохраняют глаза от резких и резких движений.
Проводится физкультминутка:
1. Вы сидеть-то не устали?
Ну-ка встали! Сели, встали!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь, разогнитесь!
Потянитесь, улыбнитесь! И садитесь!
2. Чтобы глазки не болели,
Веселей всегда смотрели,
Надо глазки утром мыть, (это раз)
Вымыть на ночь, не забыть! (это два)
Меньше мультиков смотреть! (это три)
Кулаками не тереть, (четыре)
Палкой длинной не махать! (это пять)
А как вы думаете, еще что-нибудь нужно, чтобы нам видеть? (Ответы детей). Конечно, нам нужен свет. Если мы с вами окажемся в темноте, даже наши глазки не помогут нам видеть.
Эксперимент с платком
Ребенку завязывают глаза платком, отвести на центр комнаты, позвать его.
Попросить двигаться на голос. Группа наблюдает, как трудно передвигаться с закрытыми глазами и делают вывод.
Вывод: при закрытых глазах, очень трудно передвигаться, вот почему тяжел слепым людям.
«На земле есть люди, которые ничего не видят. Как называется такой человек?»
Дети: «Слепой».
Педагог: «Наше государство заботится о таких людях. Для слепых построены школы, где их учат читать с помощью пальцев, обучают собак – поводырей, которые помогают человеку ориентироваться на улице. А как помочь такому человеку?»
Дети: «Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам. Зайти в транспорт, купить продукты, лекарства и т. д.».
С помощью зрения распознаются формы и детали предметов, их цвет и движения. Ребята, а если ваши глазки заболели куда вы пойдёте? А как называют врача, который лечит глаза? Вот сейчас мы отправимся с вами в поликлинику на приём к врачу окулисту, (надеваю очки с прозрачными линзами).
Отгадайте загадку, узнаете.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
Дети: Очки!
Дать понятие слова «окулист», происходит от слова -ОКО - глаз- старое название глаза.
Давайте подумаем что нельзя делать, чтобы не навредить глазам? (беречь от острых предметов)
.- Нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор,
беречь от попадания опасных жидкостей,
Дети. Не смотреть на солнце, мыть глаза утром и вечером.
Чтобы глазки не устали сделаем гимнастику для глаз
Быстро, быстро поморгайте и закройте глаза
Закройте правый глаз, левый.
Откройте правый глаз, левый
Закройте оба глаза, откройте глаза
Моргните левым глазом
Моргните правым глазом
Крепко, крепко прищурьте глаза
Откройте глаза.
Воспитатель. Для улучшения зрения полезно есть чернику и пить морковный сок. Ещё чтобы сохранить зрение нужно регулярно делать зарядку для глаз, > гулять на свежем воздухе
А теперь задание на внимательность
(дидактическая игра «Назови, что запомнил»).
1 минуту дети рассматривают резиновые фрукты и овощи, которые разложены на столе,
один или два затем убирается. Отвечают по памяти: какие предметы они запомнили и что пропало. Ответы затем сравнивают с образцом. Играют несколько раз, меняя предметы.
Воспитатель: Вы хорошо поработали, молодцы! Я похвалила вас, и ваши глазки стали радостными. Посмотрите друг на друга с радостью. А какие еще бывают глаза? Грустными, печальными. Покажите мне такие глазки. Будьте внимательны и по глазам вы определите, ка-кое у человека настроение. Вы хотите, чтобы ваши глазки не болели, всегда улыбались, и вам не пришлось бы идти к глазному врачу-окулисту?
Воспитатель: Мы с вами много работы даём для глаз. Они устают. Поэтому люди специально для глаз придумали гимнастику. Сейчас мы ее разучим. Как только почувствуйте, что глаза устали, сразу начинайте делать такие упражнения:
Итог занятия. Оценка работы детей.
- Дети, как помогли вам браслетики?
- Что вам понравилось? Какие игры вам запомнились?
Воспитатель: Итак, о чём вы с вами сегодня говорили? О глазах, о том, как нужно их беречь. Мы познакомились с гимнастикой для глаз. Я думаю, вы всегда будете помнить об этих правилах, и вам никогда не придется носить очки. Берегите свои глаза и глаза окружающих людей!