Елена Иванченко
Конспект занятия для детей старшей группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы
Цель занятия : Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах, дать представления об особенностях питания разных птиц.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;
Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;
Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;
Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; заучивание стихов, чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Растрёпанный воробей», «Лесные домишки»
Материал:
Слайды с изображением птиц : воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Картина с изображением зимующих птиц на кормушке. Интерактивная доска;
Пакетики с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, ягодами рябины;
Загадки о птицах. Стихотворения: Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»;
Раскраски «Птицы» по количеству детей.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, полукругом. Загадывание загадки о птицах. Вы догадались о ком сегодня пойдет речь (о птицах). После того, как дети ответят, на интерактивной доске слайды с изображением вороны, голубя, воробья.
- Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете, каких больше всех живёт в нашем городе Иркутск?
Ответы детей : вороны, голуби, воробьи и др.
Ребята, а кто знает загадку или стихотворение про воробья.
:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Как называется эта птица? (воробей).
- Послушайте стихотворение про воробья:
Воробьи – воробышки,
Серенькие пёрышки…
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить.
- А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:
Какой он по размеру?
Какого цвета его пёрышки?
Сколько у воробушка лапок?
Как передвигается воробушек?
Чем питаются воробьи?
Ребята, скажите воробьи улетают в теплые края? Ответы детей.
Значит они какие птицы? (зимующие).
- А теперь послушайте еще одну загадку:
«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.
Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.
Реагирует на свист и боится хищных птиц.
Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».
Ответы детей : голубь.
- А какой голубь по размеру?
- Как передвигается голубь по земле?
- Послушайте стихотворение про голубя:
«Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек,
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели в небо!»
- А вот ещё одна загадка:
«Тр-Тр-Тр! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы,
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома
Как зовут её?. (сорока).
- Правильно, ребята сорока.
- А теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать: сорока большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают); воробьи чирикают, а голуби… (воркуют, а вороны… (каркают).
- Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Как называбт этих птиц (зимующие). Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:
«В гости к нам зима пришла
Мало света и тепла
Но зато как фонари
На деревьях … (снегири).
Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.
- А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку :
«Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал её?. (синичка).
Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.
- А теперь давайте поиграем. Физкультминутка «Птички» :
«Птички в гнёздышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зёрнышки клевали»
(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).
Дети садятся на свои места, воспитатель проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (сорока «тр-тр-тр»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).
- А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.
- Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).
- Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей
стол накрыли для гостей», это кормушка.
Рассматривание сюжетной картины (на экране) «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.
Послушайте стихотворение «Наши друзья»(Г. Ладонщикова) :
«Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетают к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут снегирь, чижи, синицы
И конечно, воробьи.
Все привыкли, не боятся,
Хоть руками их бери».
- Что делают ребята каждое утро?. (кормят птиц).
- А они делают доброе дело или нет?
- А вот какой корм можно насыпать птицам в кормушку, я вам сейчас предлагаю отгадать. Игра «Определи корм» : «У меня в мешочках насыпан корм, вы должны отгадать, что насыпано в мешочке и можно ли покормить таким кормом птиц зимой» (в пакетиках крошки хлеба, кусочки сала, семечки, ягоды рябины, конфеты.).
- Молодцы ребята. Но у меня для вас есть ещё одна игра, и называется она «Небо,земля, вода». Дети, вы все выполняли движения правильно, предлагаю вам послушать весёлую песенку, которая называется «Песня птицы», чтобы вы еще раз вспомнили, что умеют делать птицы. Дети слушают звукозапись.
- Так, что же ребята птицы умеют делать? (ответы детей).
Сегодня мы с вами вспомнили названия зимующих птиц, узнали, чем питается каждый вид птиц, и почему они зимуют. Дети, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила картинки – раскраски, на которых изображены птицы, а перед этим мы разомнём пальцы для рисования.
Пальчиковая гимнастика:
Пойдемте к столам. Дети садятся и рисуют. В конце занятия детям раздать сюрпризы.