Альфия Боброва
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь моря и его обитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить детей с живым миром моря. Уточнить, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях.
Задачи. 1. Развитие элементарных естественнонаучных представлений.
Продолжать знакомить детей с жизнью моря и его обитателями. Познакомиться с миром рыб: чем питаются, дышат, где живут, какие растения и животные их окружают. Продолжать учить детей различать рыб по внешним отличительным признакам (окраске, форме, размерам). Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы творческого потенциала ребенка: память, речь, наблюдательность, кругозор, интерес к познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Жизнь моря и его обитателей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
2. Развитие игровой деятельности. Создавать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать детей к развёртыванию игр «Корабль», «Подводное плавание», «Рыболовецкое судно».
3. Речевое развитие. Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой. Помочь овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.
4. Развитие в образовательной деятельности Создавать условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру. Обеспечить условия для творческой самореализации детей в изо деятельности.
5. Развитие в театрализованной деятельности. Создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности. Поощрять исполнительское творчество. Развивать у детей способность свободно и раскрепощенно выступать перед взрослыми.
6. Развитие элементарных математических представлений. Развивать умственные действия: выделение и сравнение признаков различных предметов и явлений, классификации (подобрать предметы по форме или цвету, или по величине, разложить в порядке возрастания – убывания одного или нескольких признаков). Развивать представления о количестве, о мерке как способе изменения количества, длины, ширины, высоты. Развивать представления о составе числа (из единиц, из двух или нескольких чисел). Уточнить представления о времени. Учить пользоваться схемами, моделями, планами.
7. Развитие конструктивной деятельности. Познакомить детей со свойствами деталей и способами соединения в разных конструкциях. Учить различать формы (куб, цилиндр, конус). Обучить самостоятельной творческой активности при конструировании. Развивать у детей творческие способности в процессе конструирования из природного и бросового материала.
8. Развитие элементарных естественнонаучных представлений. Познакомить детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. Организовать игры с песком, снегом, водой, тестом, использовать приемы детского экспериментирования. Обеспечить условия для развития у детей географических представлений. Познакомить с глобусом, картой. Показать материки, океаны, моря и пр. Рассказать о разных странах и народах.
9. Развитие представлений о человеке в истории культуры. Рассказать о развитии труда человека (об охоте, рыбалке, земледелии). Развивать представления о техническом прогрессе. Способствовать развитию у детей чувства ответственности.
Ход занятия
1. Утренний сбор. Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, море голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый тополек!
2. Новости Дети по желанию рассказывают о том, что интересного у них произошло дома: куда ходили, во что играли, что их обрадовало или что огорчило. Воспитатель схематично зарисовывает новости ребенка на планшете. Если у детей возникают вопросы, они их задают. (Тебе было весело? Почему ты так поступил).
3. Календарь Воспитатель вместе с детьми меняют число на календаре и вспоминают, какой сейчас месяц. Дети самостоятельно передвигают человечка Недельника на нужный день недели.
4. Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел сегодня в гости. (Кукла моряк.) Моряк Коля. Здравствуйте, ребята, (удивленно смотрит на оформление группы). Ваша группа похожа на море. Я вам принес секрет (в коробочке картинка с изображением осьминога). Этот секрет живет в море. А вы что-нибудь знаете о море? Дети. Да! Моряк. Рассказывать о море будет тот, к кому повернется осьминог. Дети делятся своими знаниями о море. Моряк. А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? Или, может, вы сами это видели? На каких морях вы были? Дети рассказывают о том, как они вместе с родителями были на Черном море, на Братском водохранилище, сами видели дельфинов, рыб, водоросли; о том, что узнали из книг о море, о морских обитателях, какие смотрели видеофильмы и телепередачи о подводном мире и т. д. На мольберте висит плакат с изображением реки Ангары и Братского моря. На плакате наклеены кораблики с фотографиями детей. Моряк с восторгом рассматривает плакат. Моряк. Я узнал вас! Это вы куда плывете? Вы моряки или пассажиры? Дети. Путешествуем по реке Ангаре и Братскому морю. Моряк. Как интересно! А чей корабль находится в море, а чей – в реке? (Ответы детей.) А вы знаете, какая рыба водится в Ангаре и Братском море? Дети. Щука, окунь, налим, сорога. Воспитатель. Моряк Коля, а мы с ребятами в центре искусства нарисовали этих рыб. Моряк. Так давайте запустим их в наше море. Дети наклеивают своих рыб (5-6, среди которых не оказалось щуки. Моряк предлагает ее нарисовать самим. Моряк. А вы знаете, что есть у щуки? Ребенок. Я знаю! Я видел, когда папа ловил рыбу. У щуки есть голова и хвост. Воспитатель. Рисую голову и хвост. А что посередине? Ребенок. Живот и спина есть! Воспитатель. А как рыбы передвигаются в воде? Ребенок. У них есть ноги-плавники, это такие ноги, которыми они плавают. Воспитатель. Значит, у рыб ноги? Ребенок. Нет, у них ноги превратились в плавники. Так удобнее плавать. 2-й ребенок. У рыб нет ног, они не могут ходить по земле, они умрут. Воспитатель. А почему? Дети. Потому что рыбы могут дышать только в воде. Там есть пузырьки – они их ловят. Дышат ими. У них в голове есть дырочки. Воспитатель (дорисовывает). А что это за дырочки? Кто-нибудь знает? Щука кожей дышит. А давайте обратимся к нашей ученой книге. Она называется энциклопедией (зачитывает детям сведения о рыбах). Рыбы дышат жабрами. А откуда берется воздух? Ребенок. Мне сестра говорила, что водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат. Воспитатель рисует в реке водоросли. Воспитатель. А чем питаются рыбы? Дети. Водорослями, червяками, маленькими рыбками. Воспитатель. А что делают рыбы зимой? Дети. Они вмерзают в лед, а когда теплеет, опять живут? Воспитатель. Ну, а когда мама приносит из магазина замороженную рыбу, она, оттаяв, оживает? Дети. Нет. Воспитатель. Тогда что же происходит с рыбой зимой? Дети. Она прячется ото льда под камни. Воспитатель. Река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходится трудно, потому что мало корма и воздуха. Моряк. Ребята, а вам не кажется, что рыбы удивительные существа? Они красивые? Дети. Да! Воспитатель. Разные? Дети. Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут рядом с нами. Ими можно любоваться. Посмотрите, в сетях запуталась рыбка. Она хочет загадать загадку.
• Загадка
У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Воспитатель. А еще рыбка вам хочет рассказать, что есть в наших центрах. Дети берут свои карточки и слушают рассказ рыбки
5. Презентация центров
• Центр искусства. Есть большой лист бумаги и волшебные краски. А рисовать сегодня будем необычным способом.
• Центр естествознания, песка и воды. В этом центре появился необычный прибор, который помогает дышать рыбам. Подросли овощные острова, из которых мы с вами сделаем макет моря.
• Центр математики. В центр математики приплыли удивительные рыбки. С ними можно поиграть и посчитать.
• Центр кулинарии. Мы сможем с вами постряпать печенье «Рыбки».
• Центр книги. Появилась новая книга о подводном мире. Вращающийся барабан можно украсить, а чем, вы придумаете сами.
6. Выбор центров детьми Дети раскладывают свои карточки в кармашки центров. Моряк. Ребята, пока вы будете трудиться, для вас звучит музыка, а как только музыка закончится, на ковре вас ждет сюрприз. Приходите, я вас жду!
7. Работа в центрах
• Центр искусства Дети с помощью пальчиков и ладошек рисуют медуз, рыбок, водоросли.
• Центр естествознания, песка и воды Дети рассматривают прибор (компрессор, как и чем рыбы дышат. В подносе в воду были высажены верхушки моркови, свеклы, редьки. На них появились листья. Это острова. Дети высаживают их в мелкий таз. Насыпают песок, выкладывают ракушки, камешки. Наливают воду. Запускают рыбок, маленькие кораблики. Это макет моря.
• Центр математики
• Игра «Рыбаки и рыбки» Дети считают рыбок. Сравнивают их по цвету, длине, толщине.
• Работа с карточками Дорисовать волны; положить столько рыбок, чтобы получилось 5 рыбок; подобрать рыбку по форме; найти рыбку нужной длины.
• Центр кулинарии Выпечка печенья «Рыбки». Замешивание теста по схемам.
• Центр книги Дети рассматривают книгу «Подводное царство», изготавливают книгу-панораму «Подводный мир».
8. Музыка закончилась. Моряк зовет всех детей на ковер, предлагает сюрприз – фрагмент видеофильма о море.
Моряк. А вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие по морю на корабле? Стройтесь парами, мы все вместе спустимся в музыкальный зал. 9. Музыкальное развлечение «По морям, по волнам». 10. Вечерний сбор. Подведение итогов. Дети рассказывают моряку Коле, что больше всего запомнилось и чем понравилось заниматься.