Людмила Улашенко
Конспект занятия «Читаем сказку «Крошечка-Хаврошечка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
"Читаем сказку "Крошечка-Хаврошечка"[/b]
Цель: продолжать развивать интерес детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Задачи:
- продолжать учить заинтересованно и внимательно слушать сказки;
- способствовать формированию эмоционального отношения к русской народной сказке «Крощечка-Хаврошечка»;
Публикация «Конспект занятия „Читаем сказку „Крошечка-Хаврошечка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературных персонажей: Крошечки-Хаврошечки, сестер, мачехи;
- помочь детям понять скрытые мотивы их поведения;
- продолжать знакомить с книгами, обращая внимание на оформление книги, на иллюстрации;
-продолжать совершенствовать диалогическую и развивать монологическую форму речи;
- развивать у детей предпосылки учебной деятельности: воспитывать умение сотрудничать и работать в группе, умение слушать и слышать партнера.
Оборудование: интерактивная доска, стульчики по количеству детей. Магнитофон. Книга р. н. с. «Крошечка Хаврошечка». 6 иллюстрации к сказке, смайлики по количеству детей, кукла би-ба-бо, одетая в русский народный костюм, презентация по сказке.
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в путешествие. Закройте глазки. Сейчас прозвучит волшебная музыка, и мы перенесемся в сказку.
Звучит музыкальный фрагмент В. Дашкевича к телепередаче «Приходи сказка». Включается первый кадр презентации.
Воспитатель:
- Открывайте глазки. Посмотрите вот мы и попали в сказку.
- Сказка, в которую мы попали, называется «Крошечка Хаврошечка».
Педагог читает русскую народную сказу в обработке А. Н. Толстого, иллюстрируя чтение слайдами презентации.
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает:
– Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой!
О чем же забыла Крошечка-Хаврошечка?
А о третьем глазке и забыла.
Что же дальше произошло?
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу.
– Режь рябую корову!
Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
– Режь, да и только!
Делать нечего. Стал точить старик ножик.
Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Во времяпрочтениятекста обратить внимание на не знакомые слова и дать объяснения этих слов:
Распеклась – расслабилась
Смежилась – уснула
Схорони – похоронить
Ткёт - делает ткань
Прядет – делает нитки
После чтения воспитатель задает детям вопросы:
-Ребята, вам понравиласьсказка?
-Как она называется?
- Ребята, как вы думаете, какой девочкой была Крошечка - Хаврошечка?
- А какими были мачеха и её дочки?
-Кто помогалХаврошечке?
-Почему коровушка стала ей помогать?
-Как хозяйка узнала, кто помогаетХаврошечке?
-Что хозяйка приказала сделать с коровкой?
-А что сделалаХаврошечка?
-Почему яблонька не дала сорвать свои яблочки никому кроме Хаврошечки?
- Чем закончиласьсказка?
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришла Крошечка-Хаврошечка. Ой, по-моему, она очень расстроена и даже плачет (берет и одевает на руку куклу би-ба-бо).
Крошечка-Хаврошечка: - Пришла я к вам, ребята, за помощью. Случилась у нас беда. Налетел сильный ветер, наколдовал и запутал все в сказке (дает 6 иллюстраций к сказке). Помогите, подскажите, как правильно рассказать сказку. Для этого надо картинки разложить по порядку.
Воспитатель: - Не плачь, Крошечка-Хаврошечка. Сейчас девочки и мальчики распутают твою сказку.
Педагог предлагает ребятам взять картинки и разложить их по порядку.
Проверяют, правильно ли разложены картинки.
Крошечка-Хаврошечка: - Спасибо, вам девочки и мальчики за помощь. За это я подарю вам эти картинки, чтобы вы могли рассказать мою сказку другим детям.
Воспитатель:
- Спасибо, Крошечка-Хаврошечка. А нам пора возвращаться из сказочной страны. Закройте глаза.
Снова звучит музыкальный фрагмент В. Дашкевича к телепередаче «Приходи сказка».
По окончания музыки педагог спрашивает детей:
- Вам понравилось наше путешествие? Что для вас было самым неожиданным и удивительным?
- А сейчас я предлагаю найти и выставить на доске смайлики, которые расскажут, какое настроение у вас после нашего занятия.
Дети выставляют смайлики на доске.