Елена Проценко
Конспект занятия для детей средней группы «Жадничать нехорошо»
Жадничать нехорошо
(Занятие для детей в средней группе)
Задачи. Учить детей доброжелательно относиться к людям, правильно оценивать свои поступки и поступки других, объяснять разницу между плохим и хорошим поступком. Развивать умение элементарно танцевать под музыку, участвовать в танцах и пении. Закреплять умение общаться между сверстниками по-доброму, помогать другим в критической ситуации.
Публикация «Конспект занятия для детей средней группы „Жадничать нехорошо“» размещена в разделах
Материал и оборудование. Костюмы Зимушки-зимы и Волка (для взрослых). Таблички: «Перечёркнутая шишка», «Волчья лапа», «Перечёркнутый комок снега», «Волчья морда». Шишки, сшитые из ко-ричневого ситца (по одной на каждого ребёнка, панно с зимним пейзажем, два заснеженных бутафорских дерева, две искусственные ёлки, сугробы. Музыкальные инструменты: коробочка (3 шт., бубенцы (3 шт., кастаньеты (2 шт., скорлупки грецких орехов (4 пары, хрустальные фужеры с деревянной палочкой (3 шт., полиэтиленовые пакеты (3 шт., ксилофон, металлическая тарелка.
Ход занятия
Под музыку (на усмотрение педагога) дети заходят в зал.
Ведущая. Вставайте в круг и беритесь за руки! (Дети выполняют просьбу
ведущей)
Музыкальный руководитель. Давайте поздороваемся. (Все вместе поют «Здравствуйте!») Я рада, что вы готовы к музыкальному занятию. Скажите, а какое сейчас время года? (Зима.) Правильно, зима. Вы любите зиму? (Дети отвечают) Я тоже зиму люблю. Замечательное время года! А в какие игры можно играть зимой? (Дети отвечают.) Молодцы! Давайте споём песенку про зиму!
Дети исполняют песню «Раз – снежинка», муз Олифировой (Муз. рук. № 7-12 с. 54).
В зал заходит Зимушка-зима.
Зимушка-зима. Здравствуйте, ребята! Шла я мимо детского сада, услышала,
как вы хорошо поёте, и решила зайти к вам в гости.
Ведущая. Здравствуй, Зимушка-зима, мы тебе очень рады! Проходи, садись,
гостьей будешь на нашем занятии.
Дети здороваются с Зимушкой-зимой.
Зимушка-зима (грустно). Спасибо, ребята, за доброту вашу! Вижу, что вы
воспитанные и культурные, и это меня очень радует.
Ведущая. Зимушка-зима, ты говоришь, что это тебя радует, а сама грустная!
Расскажи нам скорей, что тебя тревожит?
Зимушка-зима. Как же мне не быть грустной? Каждый год прихожу я в лес: укрываю снегом деревья и кустарники, наметаю большие сугробы и расстилаю их по земле, чтобы ни одна ложбинка, ни одна ямка не осталась без снега.
Ведущая. Спасибо тебе, Зимушка-зима! В этом году ты тоже постаралась –
сколько снега на дворе! Детям одно удовольствие в снежки играть да с горки на санках кататься. Ребята сейчас песенку споют – может, это тебя развеселит?
Дети исполняют песню «Снег-снежок» (приложение 1).
Зимушка-зима. Спасибо, ребята, хорошо вы песню спели. Да, в этом году я
на славу постаралась, снегу намела видимо-невидимо. Думала, придут ребятки на полянку и поиграют на ней в снежки, а я посмотрю и порадуюсь. Да не тут-то было!
Ведущая. А что случилось?
Зимушка-зима. А вот что.
Пришёл в наш лес волчище злой,
Не поздоровался со мной.
Он никого не уважает,
Грубит и всех он обижает.
Я не узнала наших мест -
Табличками пестрит весь лес.
Таблички запрещают всё :
«Не брать!», «Не нюхать!», «Всё моё!»,
«Здесь не ходить!», «Там не играть!»
И «Белый снег не собирать!».
Не могу я с Волком справиться!
Ведущая. Ай-яй-яй! Какой невоспитанный Волк! (Детям.) Ребята, как вы
думаете, почему он такой?
Дети. Волк не ходил в детский сад. У него, наверное, нет мамы и папы, поэтому ему никто не рассказывал, как правильно себя вести.
Зимушка-зима. Вот я и думаю: кто мне поможет научить Волка уму-разуму
и объяснить ему, что жадным быть нехорошо?
Ведущая (детям). Посоветуйте Зимушке-зиме, что ей делать. Кто ей может
помочь? (Дети высказывают свои предложения) Хорошо вы придумали, ребята. (Зиме.) Не грусти, Зимушка-зима, мы тебе поможем.
Зимушка-зима (машет рукой). Вы с ним не справитесь, Волк такой
большущий!
Ведущая. Наши ребята хоть и малы на вид, но они очень смелые и дружные.
А дружба помогает людям во всех делах. Нам нужно быстрей пойти в лес и рассказать Волку, как вести себя в общественном месте.
Зимушка-зима. Путь не близкий!
Ведущая. А чтобы нам не скучно в пути было, мы возьмём с собой в дорогу наши шумелки и свистелки.
Дети берут музыкальные инструменты, встают в шеренгу лицом к гостям. Проводится игра «Зимняя дорога» (приложение 2). После ис-полнения поднимают инструменты вверх, кладут их на стол и подходят к Зимушке-зиме.
Зимушка-зима. Вот мы и приехали на лесную полянку.
Ведущая. Как на ней красиво!
Зимушка-зима (показывает на таблички). Вот, полюбуйтесь на таблички
которые тут Волк развесил!
Ведущая. Давайте посмотрим, что же он придумал.
Дети вместе с ведущей рассматривают таблички. На поляну выходит чумазый Волк.
Волк (сердито смотрит по сторонам). Кто пришёл на мою поляну и ходит
по ней? Кто топчет мой снег и не даёт мне покоя?
Зимушка-зима. Это я - Зимушка-зима. А со мной ребята пришли – зимней
природой полюбоваться.
Волк. Какие такие ребята? Это моя поляна, уходите!
Ведущая. Здравствуй, Волк!
Дети тоже здороваются с Волком.
Волк. Не пойму, что это вы мне сказали?
Ведущая. Ребята, что мы Волку сказали?
Дети ещё раз дружно здороваются.
Зимушка-зима. Это, Волк, ребята поздоровались с тобой. Прежде чем начать разговор, надо поздороваться - этого требуют правила этикета.
Волк (удивлённо). Какие такие правила? Я про них ничего не знаю!
Ведущая. Сейчас наши ребята поиграют с тобой в одну игру, и ты всё поймёшь, дорогой Волк.
Дети приглашают слегка растерянного Волка встать в круг и играют с ним в игру «Здравствуйте!» (приложение 3).
Волк. Меня всему этому не учили. (Гордой) Теперь я всё понял, ну здороваться всё равно с вами не буду.
Ведущая. Это почему же?
Волк. А из вредности.
Зимушка-зима. Видать, и таблички по всему лесу ты развесил тоже из вредности.
Волк (злорадно). Угадала! Здесь всё моё! Пусть всё зверьё об этом знает!
Зимушка-зима (как бы между прочим). А умываться по утрам ты тоже из
вредности забываешь?
Волк. Хочу умываюсь, хочу нет - это моё дело!
Ведущая. Ребята, помните, мы читали с вами стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр»? (Дети отвечают) Как Мойдодыр ругал мальчика-грязнулю?
Дети (по очереди). Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Волк смотрит на свои брюки, хватается за них и испуганно пятится назад.
Волк. Почему сбежали брюки? Пока не сбежали!
Ведущая. Так сбегут, поверь нам.
Зимушка-зима. Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Только ты не умывался
И грязнулею остался.
(К. Чуковский)
Волк (возмущённо). Неправда! Я просто встал поздновато и не успел умыться.
Ведущая (Волку). Послушай одну песенку - наверняка ты в ней кого-то узнаешь.
Дети поют на мелодию песни «Мальчик-замарашка» (приложение 4) :
1. Рано-рано поутру
Птички прилетели,
Искупалися в снегу,
Песенку запели.
Припев: Вот так, вот так, вот так-так,
Песенку запели.
2. У пушистого кота
Тоже есть забота:
Ушки моет он с утра,
Чистым быть охота.
Припев: Вот так, вот так, вот так-так,
Чистым быть охота.
3. Только волк наш поздно встал -
Просыпаться тяжко.
Умываться он не стал,
Он ведь замарашка!
Припев: Вот так, вот так, вот так-так,
Волк наш - замарашка!
(Н. Зарецкая)
Волк (обиженно). Неправда, я не замарашка! Вот пойду сейчас и умоюсь.
Волк выходит из зала.
Ведущая. Ребята, как вы думаете, Волк начал перевоспитываться?
Дети отвечают.
Зимушка-зима. И я думаю, что Волк начал перевоспитываться. А пока его
нет, давайте поиграем в шишки! Посмотрите, сколько я их набрала на лесной полянке!
Под мелодию русской народной песни «Я рассею своё горе.» проводится игра.
Игра «Собери шишки»
Материал: шишки (20 шт., большая серебристая корзина.
Зимушка-зима стоит в центре зала с корзиной, дети возле неё.
Зимушка-зима (двигается по залу и поёт). Сосны и ели
Играть захотели.
Ребят увидали
(высыпает шиишки из корзины по всему залу,
Шишек накидали.
А ребятки подбегут,
Всё в корзинку соберут.
Звучит весёлая музыка. Дети поднимают шишки с пола, приносят Зимушке-зиме и кладут в корзину.
Зимушка-зима. Как быстро вы шишки собрали - молодцы! Ещё поиграем?
Дети соглашаются. Игра проводится два-три раза. Шишки остаются у детей в руках. Когда игра в очередной раз заканчивается, на полянку выбе-гает Волк. У него рассерженный вид.
Волк. Вы меня обманули!
Ведущая (пожимает плечами). Как же мы тебя обманули?
Волк. Пока я умывался, вы играли в мои шишки.
Зимушка-зима (обращается к детям). Ребята, разве эти шишки - Волка?
(Дети отвечают)
Это не твои шишки, Волк.
Волк (топает ногами). Ах вы, дерзкие детишки,
Взять посмели мои шишки!
Ребёнок. Волк, на нас ты не кричи,
Шишки хочешь - забери!
Дети кидают в Волка шишки. Волк защищается руками и ногами. Незаметно для детей он надевает себе на голову большую шапку в виде шишки.
Волк (жалобно). Шишек хватит мне вполне
У меня на голове.
(Убирает руки - на голове у него большая шишка.)
Понял, общее здесь всё,
Не моё всё, не моё!
Волк садится на пенёк и плачет.
Ведущая. Ребята, мне жалко Волка. А вам?
(Дети отвечают)
Давайте пожалеем его!
Дети подходят к Волку и гладят его по голове.
Волк. Простите меня, ребята, я больше не буду жадничать. Я понял, что
жадным быть нехорошо!
Зимушка-зима (ласково). Как ты нас порадовал, Волк-волчок - серый бочок.
А теперь тебя ребята порадуют, весёлому танцу научат.
Дети исполняют танец «Приглашение» (украинская народная мелодия, Волк танцует вместе с ними. По окончании танца дети садятся на стулья.
Волк. Какой хороший танец! Спасибо, что научили меня ему.
Я не буду больше драться,
Я не буду задаваться,
Я дружить со всеми буду
И про жадность позабуду!
Зимушка-зима (детям). Спасибо вам, ребята, что помогли мне Волка
перевоспитать! Без вас я не справилась бы.
Ведущая и дети. Пожалуйста, Зимушка-зима, если ещё наша помощь
понадобится - зови, мы обязательно приедем.
Зимушка-зима (Волку). Не могли бы вы мне помочь, уважаемый Волк?
Волк (галантно). С радостью!
Зимушка-зима. Принесите, пожалуйста, корзину со снежками. (Волк достаёт из сугроба корзину со снежками.) Ребята, примите зимний подарок от нас. Эти снежки не простые - с сюрпризом внутри!
Ведущая (смотрит в сторону Волка). А Волку не жалко отдавать снежки ребятам?
Волк. Что вы, я же теперь не жадный!
Зимушка-зима и Волк раздают детям снежки с сюрпризом.
Ведущая. Ребята, что мы скажем Зимушке-зиме и Волку? (Дети благодарят за подарок.) Спасибо вам большое, а теперь нам пора воз-вращаться в детский
сад. (Звучит аудиозапись «Гудок поезда). Слышите, нас зовёт поезд.
Ведущая и дети. До свидания!
Дети встают друг за другом паровозиком. Под песню «Поезд» «выезжают» из зала. Волк и Зима машут им рукой.