Елена Иванченко
Конспект занятия для детей средней группы «Птичий календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Птичий календарь
Программное содержание: Закрепить и расширить знания детей о перелётных и зимующих птицах. Дать детям представления об изменениях в жизни птиц в разное время года. Закреплять умение отвечать на вопро-сы, развивать логическое мышление, внимание, речь. Воспитывать куль-туру речевого общения.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о перелётных и зимующих птицах, экскурсии в парк, прогулки с наблюдениями за птицами. Д/и “Узнай и назови”. Разгадывание ребусов. Чтение рассказов и стихов о птицах.
Ход
Предложу детям отгадать загадку:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Публикация «Конспект занятия для детей средней группы „Птичий календарь“» размещена в разделах
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна Е. Карганова
Наступила весна и прилетели птицы. У нас сегодня необычное заня-тие, а проведём мы с вами занятие-игру. Вы любите играть? Давайте начнём занятие-игру
Мне нужна помощница, и она появится, если вы отгадаете, как её зо-вут:
Кто летает, стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Появляется сорока.
– Здравствуй, сорока-белобока – спасибо, что прилетела к нам на помощь. Ты везде летаешь – много знаешь.
Сорока: Я по городу летаю,
Иногда в лесу бываю,
Птичек знаю хорошо.
Расскажу о них вам всё.
Воспитатель: Подожди-ка, белобока –
Говорить ты можешь много.
Пусть ребята нам расскажут,
Что они о птицах знают.
Но, сначала надо разделиться на 2 команды, загадываю загадки:
Спиною зеленовата,
Брюшком желтовата
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
l-я команда “Синиц”, – зимующие птицы.
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей. (Скворец)
2-я команда “Скворцов”, – перелётные птицы.
Воспитатель: Команды у нас есть, а теперь нужно выбрать жюри.
Команды говорят друг другу приветствие. Сорока находит сунду-чок.
l -й конкурс: “Загадочный сундучок ”. (Вопрос – ответ)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой загадочный сундучок нашла сорока. Интересно, что там внутри? Ребята, там какие-то номера.
Сорока летает и предлагает по очереди вытащить номер вопроса каждому участнику команды.
Воспитатель зачитывает вопрос под этим номером, а команда даёт на него ответ.
Вопросы к командам.
Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).
Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты).
Где гнездятся скворцы? (В дуплах, скворечниках).
Какая птица не вьёт гнёзда и не высиживает птенцов? (Кукушка).
Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи).
Какая птица живёт у нас только зимой? (Снегирь).
Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дя-тел, клест, сова)
Какую птицу называют самым лучшим певцом. (Соловей).
Какая птица охотиться ночью? (Сова).
Какие птицы улетают зимовать в тёплые края? (Журавль, лебедь, ут-ка, трясогузка, кукушка, соловей, грачи, скворцы).
Слово жюри.
2-й конкурс “Загадок”.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: “Чик-чирик!”. (Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её. (Ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: “Тук-тук, тук-тук?”. (Дятел)
Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу. (Сорока)
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная.
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: “Тень, тень!
Как хорош весенний день!”. (Синица)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (Клёст)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (Соловей)
Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Слово жюри.
3-й конкурс: “Пословиц и поговорок” – кто больше назовёт.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поёт.
Всякая птица своим клювом сыта.
Воронёнку гнездо – родимая хата.
Сорока без причины не стрекочет.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Соловей берёт пением, а человек - умением.
Журавль прилетел и тепло принес.
Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.
Сорока весть на хвосте принесла.
Слово жюри.
Воспитатель: Ребята, а я тоже знаю пословицу: Грудь лебединая, по-ходка павлинья.
Лебеди летят, крыльями машут. (Плавные движения руками с боль-шой амплитудой).
Прыгнули над водой, качают головой. (Наклоны вперёд, прогнув-шись).
Прямо и гордо, умеют держаться. (Стоят прямо и гордо).
Очень бесшумно, на воду садятся. (Приседания).
4-й конкурс: Закончи предложения.
Воробей маленький, а журавль.
Ворона большая, а синица…
Сова спит днём, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки.
У дятла клюв длинный, а у снегиря.
Утка серая, а лебедь.
Слово жюри.
Воспитатель: “Молодцы! Такие трудные задания выполнили. Ребята, а стихи вы знаете про птиц?” – “Да”.
Читают стихотворение З. Александровой “Птичьи песни”.
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чём поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
“Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!”.
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни.
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов,
Набит едою рот,
Найдут синицы червяков
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут:
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет,
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей
Малиновка и дрозд:
“Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!”.
“И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, а где же сорока?
И шкатулка куда-то подевалась.
Давайте позовём её.
Дети зовут сороку.
“Влетает” сорока и приносит шкатулку.
Воспитатель: Ой! Какая тяжёлая Ребята, шкатулка была загадочной, а теперь стала волшебной. Давайте посмотрим, что там внутри? (Ручки).
Сорока вручает авторучки.
Наша игра-занятие закончено. Спасибо всем!