Екатерина Анкудинова
Конспект занятия «Для чего нужны заповедники» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением.
2. Рассказать о работе сотрудников Керженского заповедника, заповедных зонах окрестностей г. Дзержинска.
3. Познакомить детей с Зеленой книгой, ее страницами, видами спасенных животных силами работников заповедников.
Предварительная работа
Обобщающая беседа об охраняемых растениях и животных Нижегородской области, чтение художественной литературы о природе (рассказы Бианки, Чарушина, цикл экскурсий в дендропарк.
Публикация «Конспект занятия „Для чего нужны заповедники“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Материал: Иллюстрации с изображением исчезнувших животных (мамонт, дронт, моа, морская корова, тур, гавайская цветочница, ДВД-диск с фильмом «Возвращение утраченного», фланелеграф, нарисованные сказочные герои.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в волшебный лес.
(На фланелеграфе- иллюстрация леса, на сосне сидит белка, под сосной заяц).
- В одном лесу жила-была одна очень мудрая белка. Однажды утром белка выбралась из дупла, уселась на пушистой верхушке ели, чтобы позавтракать. Вдруг дерево задрожало.
Увидела белка внизу под сосной зайца, который прижался к стволу и дрожал как осиновый лист.
-Заяц, от чего ты такой испуганный? –спрашивает белка.
-Как же тут не напугаться: пришли люди в наш лес, намусорили, своей громкой музыкой распугали всех зверей, разожгли костер, потушить позабыли -разгорелся пожар, хорошо дождик потушил. А сегодня объявился охотник с ружьем, еле от него ноги унес. Совсем житья не стало в нашем лесу.
-Да, если так и дальше дело пойдет, то о нас ребята будут узнавать только по картинкам.
-А что, разве уже есть такие животные?- спрашивает заяц.
-Да есть, хочешь расскажу? А вы ребята, хотите?
У меня есть телевизор, поэтому я вам их еще и покажу.
(На мониторе компьютера появляются поочередно рисунки уже вымерших животных).
1. Еще в каменном веке в Европе первобытные охотники способствовали исчезновению лесных слонов и мамонтов.
2. На островах Индийского океана жила птица дронт, высотой 80 см., весом 20 кг., с недоразвитыми крыльями. Этот родственник голубя спокойно ходил по лесам, питаясь плодами и семенами. Через 200 лет после освоения островов все дронты были истреблены людьми, свиньями и собаками.
3. На островах Австралии жила гигантская птица моа, напоминающая страусов. Их истребили из-за их вкусного мяса. Одного яйца моа хватало на обед всей семье.
4. Во время экспедиции Беренга к берегам Аляски шторм выбросил корабль на подводные рифы. Экипаж перенес нелегкую зимовку благодаря крупному морскому зверю, неизвестному до сих пор науке. Его назвали морской коровой. Из-за вкусного мяса и жира ее полностью уничтожили.
5. Гавайские цветочницы, жившие в Америке, стали жертвами красоты. Их яркими перьями украшали свои головные уборы воины и вожди.
6. В Европе жил большой бык –тур. Охотники его полностью истребили.
7. Зебра квагга, жившая в Африке, тоже была уничтожена охотниками.
Выслушал заяц рассказ белки и говорит:
- Да, печальная история. Неужели нам никто не поможет?
Белка отвечает:
- Слышала я от моей бабки, что есть на свете леса, в которых животных никто не трогает.
Почти 100 лет назад был издан закон, который позволил создать у нас в стране заповедники, ботанические сады и национальные парки. Заповедник- это место, которое охраняется государством. На их территории людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Это наше богатство, которым мы можем гордиться. Заповедников сейчас насчитывается больше 100 в нашей стране (Баргузинский, Астраханский, Кавказский, «Семь островов» (острова Белого моря).
У нас в Дзержинском районе охраняется озеро Пырское, где гнездится чомга, поганка, находится колония чаек.
Физкультминутка.
Воспитатель:
-Чем же занимаются сотрудники заповедников?
Демонстрация ДВД-фильма «Возвращение утраченного».
Обсуждение увиденного.
1. Охраняют существующие виды растений и животных.
2. Отлавливают зверьков в одних областях и выпускают в другие.
Когда-то наши прадеды и деды охотились на речного зверька с ценным мехом. Это выхухоль. Животное это жило по берегам рек, питалось моллюсками. У основания хвоста у него есть пахучая железа, секрет которой пахнет фиалками. Поэтому во всех домах в сундуках с одеждой лежал хвост выхухоля. В результате бездумной охоты в нашей области выхухоль был истреблен. Работники Керженского заповедника снарядили экспедицию по другим областям: определили места обитания этих зверьков, установили ловушки, пойманных животных привезли и выпустили их на наши водоемы. Благодаря этим мерам выхухоль снова прижился и численность его постепенно возрастает.
3. Разведение и восстановление уже исчезнувших в нашей области видов.
На территории Керженского заповедника были построены вольеры, куда поселили несколько пар белой куропатки, которые через некоторое время дали потомство. Выращенных в неволе птиц выпустили в естественную среду. Остается надеяться, что птицы приживутся и дадут потомство уже в природе.
- Ребята, мы уже с вами знакомились с главной книгой природы.
Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу. Растения и животные включаются в нее не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых охранных мер они перестанут нуждаться в защите. Например, в Австралии живет интересный зверек- сумчатый медведь- коала. (Демонстрация иллюстраций).Он обитает в эвкалиптовых лесах. К 1937 году осталось не более 1000 животных, и численность их продолжала падать. В результате принятых мер по охране животных уже через 20 лет насчитывалось 50 тыс. сумчатых медведей, и сейчас их уже не относят к исчезающим. Спасенное животное или растение переводят в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению не всегда так бывает.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу?
Охранять и беречь природу надо в любом месте.
Проводится с детьми игра «Это я, это я, это все мои друзья…»
Воспитателем задаются определенные вопросы как о позитивном, так и негативном поведении в природе. Если подразумевается положительный ответ, то ребята говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Если же вопрос содержит в себе информацию о недопустимом поведении в природе, то дети должны промолчать. Если же кто-то забывается, то необходимо объяснить, что так друзья природы не поступают. Зачастую это объясняют сами дети.
1. Кто цветы и травы знает и зверей не обижает?
2. Кто, стирая пот с лица, строит домик для скворца?
3. Кто в собаку камень бросил и щенка ногой отбросил?
4. Кто сломал у дуба ветку и на птиц накинул сетку?
5. Кто кормить не забывает кроликов и попугаев?
6. Кто собак так крепко любит, приласкать их не забудет?
7. Кто топтал цветы на клумбе, привязал котенка к тумбе?
8. Гладит кто щенков и кошек, птицам сыплет вкусных крошек?
9. Кто и в лютые морозы в комнате разводит розы?
10. Кто сегодня в сад пошел и все грядки прополол?
11. Кто растит в саду цветы небывалой красоты?
12. Кто, жалея птичку в клетке, ей дает одни конфетки?
13. Кто березку посадил и цветы в саду полил?
14. Кто, забыв свои игрушки, делает для птиц кормушки?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.