Елена Булычева
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Детям о деньгах»
▼ Скачать
Конспект занятий по ФЦКМ
Тема занятия : «Детям о деньгах»
Цели:
• развитие коммуникативной активности дошкольников;
• способствовать развитию наглядно-образного мышления, памяти, воображения детей;
• расширение кругозора детей.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Детям о деньгах“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• продемонстрировать детям современные деньги, дать понятия «купюры» (бумажные деньги, «монеты» (металлические деньги);
• дать детям представления о том, откуда у людей берутся деньги; как нельзя поступать по отношению к деньгам;
• в игровой, занимательной форме закрепить у детей значение экономических понятий «деньги», «товар», «покупатель», «дорого», «дешёво», информации о магазинах и их назначении;
• закрепить знания детей о профессиях;
• закрепить счет и соотношение чисел в пределах10;
• закрепить знания геометрических фигур.
Развивающие задачи:
• создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
• развивать смекалку, воображение;
• формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам;
• развивать речь, умение аргументировать свои высказывания;
• продолжать развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать и находить ответ.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества, как экономность, рациональность;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• воспитывать дружеское отношение в детском коллективе, культуру общения, умение сотрудничать со сверстниками, выслушать друг друга, дисциплинированность, доброжелательность и отзывчивость.
Предварительная работа с детьми:
• игры с использованием технологии ТРИЗ;
• дидактическая игра «Профессии»;
• сюжетно - ролевая игра «Магазин»;
• решение логических задач.
Предварительная работа воспитателя:
• подготовка демонстрационного и раздаточного материала по теме «Детям о деньгах»;
• подготовка карточек с заданиями к игре. «Где, что, почем?»
Использование технологий: технология развивающего обучения "ТРИЗ", здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Интеграция образовательных областей:
-«Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Организация детей: стоя полукругом, сидя за столами.
Формы работы: фронтально, подгруппами.
Методические приемы:
• игровой прием – игровая форма проведения занятия, использование сюрпризных моментов;
• наглядный – использование иллюстраций, карточек, демонстрационного материала;
• словесный – инструкции, объяснение, указания воспитателя, напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, физкультминутки, поощрение, считалка;
• практический - выполнение заданий.
Демонстрационный материал:
Копилка; купюры 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 (рублей) ; монеты 1коп., 10 коп, 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.
Раздаточный материал:
карточки с изображениями предметов мебели, посуды, продуктов, бытовой техники; 2 кошелька; кастрюля, тарелка, плитка шоколада, торт; 2 карточки к игре «Картинки перепутались»;
Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат небрежно брошенные купюры.
Воспитатель: Кто-то разбросал бумажки на столе. Дежурные, выбросите их, пожалуйста, в мусорное ведро.
(Дети в недоумении.)
Дети: Это же деньги!
Воспитатель: Для чего людям нужны деньги? А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут деньги? (Ответы детей) Правильно, ребята, их зарабатывают. Мамы и папы ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату, т. е. деньги, которые им выдают за выполненную работу.
Ребята, а можно деньги отнимать у других? Я видела мужчину, который выпрашивал у людей деньги. Правильно ли он поступал? (Ответы детей.) А что ещё нельзя делать?
Дети: Воровать.
Дети делают вывод о том, что деньги необходимо зарабатывать честно.
II. Основная часть
(Дети садятся на стульчики полукругом).
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о деньгах.
Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень много. (Обращается к детям) Какие вы знаете профессии? Кто по профессии ваши родители? (Ответы детей).
Для того чтобы получить профессию, надо много учиться, но сначала надо решить, какая работа тебе нравится. А какие профессии нравятся вам? Кем бы вы хотели стать, когда вырастете? (ответы детей).
Воспитатель показывает детям копилку.
Воспитатель: Как вы думаете, что это? Что здесь находится? (Ответы детей).
(Перед тем, как открыть копилку). Как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Да, в нашей стране используются деньги, которые называются рубли. В других странах используются другие названия денег, например, доллары - в Америке, марки - в Германии, кроны – в Дании, рупии – в Индии, франки – в Швейцарии, теньге – в Казахстане, иены – в Японии и т. д.
Воспитатель достаёт из копилки бумажные деньги.
Воспитатель: Бумажные деньги называются купюрами. Купюры бывают разного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей.
Рассматривают купюры, выясняют, чем они отличаются друг от друга и что между ними общего. (1 – размером, цветом, надписью, рисунком,; 2 – форма, наличие надписи, сделаны из бумаги.)
Воспитатель (достаёт из копилки металлические деньги) : Эти деньги называются монетами.
Рассматривают монеты, также выясняют, чем они отличаются друг от друга и что между ними общего. (1 –размером, цветом, весом, надписью, рисунком, материалом; 2 – форма, наличие надписи, сделаны из металла (сталь, медь).)
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам заработать деньги самостоятельно, сыграв со мной в одну очень интересную игру, которая называется «Где, что, почём?» Для этого вам надо разделиться на две команды. Я вам предлагаю сделать это с помощью чисел. Здесь на столе лежат карточки, на которых написаны числа от 1 до 10. Тот, кто возьмет карточку, на которой записано число меньше пяти, становится справа от меня, а тот, у кого окажется карточка с числом больше пяти, - становится с левой стороны. Каждая команда выбирает себе капитана и название. (Дети делятся на команды). А сейчас, капитаны, подойдите ко мне и выберите названия своим командам. (Капитаны выбирают названия команд).
Итак, начнём игру. Перед вами игровое поле. Оно разделено на 5 секторов, - вам необходимо будет выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание ваша команда получит определённую сумму денег. Кто будет первым начинать игру?
Дети с помощью считалки определяют, кто начнёт игру. (Шёл с получки по толкучке, толстый дядя Робинзон. И с получки на толкучке, приобрёл себе он зонт. Зонт дешёвый, трёхрублёвый, но зато такой здоровый, что запрятаться под ним можно было бы троим.) Капитаны по очереди (с помощью волчка или числовых карточек) выбирают задания.
Игровые задания.
Сектор №1.
На 2 столах лежат изображения предметов мебели, посуды, продуктов, бытовой техники. Все картинки перемешаны. Задание командам: одной – отобрать все картинки, на которых изображены продукты и бытовая техника, а другой – отобрать картинки с мебелью и посудой. А также командам необходимо сказать, как называются магазины, в которых всё это продаётся.
Стоимость задания 2 рубля.
Сектор №2.
Игра «Хорошо - плохо». Командам нужно объяснить, что хорошего в том, что деньги в купюрах или в монетах.
Стоимость задания 2 рубля.
Сектор №3.
Каждой команде выдаё тся по два предмета: одной – шоколадка и шоколадный торт; другой кастрюля и тарелка (или что-то др.) Вопросы: что из этих двух предметов дороже, а что дешевле и почему команда так думает?
Стоимость задания 1 рубль.
Сектор №4.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались» (На мольбертах вывешиваются листы бумаги с изображением различных предметов. Дети находят, называют и обводят каждый предмет, называют его значение)
Стоимость задания 1 рубль.
Сектор №5.
Обеим командам предлагается представить, что они выиграли в лотерею большую сумму денег. На что они потратят эти деньги?
Стоимость задания 2 рубля.
Сектор №6.
Командам представляется предмет (веревочка) и предлагается ответить, на что он похож? (Количество вариантов каждой команды отмечается фишками).
Стоимость задания 2 рубля.
Конкурс капитанов. (или Сектор №7)
Капитанам выдаётся комплект монет от 1 копейки до 10 рублей. Задание: быстрее, а главное, правильнее выложить в ряд монеты в порядке возрастания, т. е. первой должна лежать монета наименьшего достоинства, а последней наибольшего достоинства.
Стоимость задания 2 рубля.
Каждая команда подсчитывает свой выигрыш. Подводится итог игры.
III. Заключение
Воспитатель: Ребята, вспомните, чем занимались на занятии, о чем говорили, какие новые слова и понятия вы узнали, какое задание понравилось?
Воспитатель: А теперь для вас сюрприз! Для вас открывается магазин, где вы можете потратить честно заработанные вами деньги и купить себе игрушки, которыми вы сможете играть в группе.
-Используемая литература
1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. 2. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
Физминутка
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге
Скачем мы на левой ножке
Не сутультесь, грудь вперед Выравнивание осанки
Замечательный народ.
А теперь лишь девочки, прыгают как белочки. По тексту
Мальчики стоят и смотрят на бельчат.
Девочки остановились.
Потому, что мальчики в медведей превратились
Пошли медведи вперевалку не спеша, ох походка хороша!
А теперь все потянулись, Руки вверх, потягиваются
И друг другу улыбнулись. Улыбаются