Светлана Сенникова
Конспект занятия в подготовительной группе «Чудесный мир заповедника «Малая Сосьва»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ Д/с «Радуга»
Логопедическое занятие
(для детей 6-7 лет)
Тип развивающий
Тема: Чудесный мир заповедника
«Малая Сосьва»
Учитель-логопед: Сенникова С. А.
г. Советский 2013 г.
«Чтобы работать в заповеднике мало профессиональных знаний. Надо еще любить природу и уметь наблюдать ее. И еще надо постоянно чувствовать ответственность за окружающий мир.» (из книги Заповедник «Малая Сосьва»)
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Чудесный мир заповедника „Малая Сосьва“» размещена в разделах
Тема занятия : Чудесный мир заповедника «Малая Сосьва»
Цель занятия : Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность.
Задачи образовательные:
- уточнять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе заповедника «Малая Сосьва»;
- упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже, поиск определений - какая вода;
- закреплять общие речевые навыки (звукопроизношения, четкой дикции, звучности и образования притяжательных прилагательных «Чьи следы»;
- закреплять знания детей о диких животных и птицах заповедника;
- закреплять у детей понятие – «Красная книга».
развивающие:
- развивать поисковую деятельность детей;
- уметь находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
- развивать умение прислушиваться к мнению сверстников;
- развивать кинестетические ощущения тонких движений пальцев рук, используя нетрадиционные приемы.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе заповедника;
- воспитывать у детей этические началы личности - умение соблюдать правила поведения в заповеднике.
Материал и оборудование:
Карта Советского района и ХМАО.
Маршрутная лента.
Предметы для путешествия ( нужные вещи: рюкзак, компас, аптечка, карта.)
Раздаточный и наглядно дидактический материал (картина с изображением животных, картинки с изображением диких птиц, следы животных, кочки на болоте, природный материал (камешки, кора деревьев, родниковая вода)
Словарная работа:
- активизировать словарь детей по теме: «Живая и не живая природа заповедника «Малая Сосьва»
- обогащать словарь детей за счет слов: бобр, заповедник, кордон.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по данной теме;
- беседы о заповедном крае, о лесных обитателях нашего края;
- рассматривание иллюстраций, картин в книгах: «Советский район» Заповедники Югры);
- экскурсии в лес в разные сезоны года;
- наблюдение на прогулке;
- дидактические игры : «Домино», «Лото», «Когда это бывает», "Чьи детки», «Кто как прячется», «Кто как кричит».
Ход занятия:
В музыкальном зале смоделирована ситуация «Осенний лес в заповеднике»
Звучит спокойная музыка.
1. Организационный момент:
Введение, погружение в игровую ситуацию.
Учитель – логопед:
Советскому району 40 лет!
Какой срок жизни молодой и яркий.
Мы шлем ему сердечный свой привет.
И посвящаем в честь него занятие.
Учитель – логопед: Дети, посмотрите на карту ХМАО. Советский район входит в состав ХМАО
Учитель – логопед: Куда вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: (На озеро. В заповедник «Малая Сосьва» В лес, на речку).
Учитель – логопед: Почему вы хотите путешествовать по заповеднику
«Малая Сосьва»
Дети: (Скоро юбилей Советского района. О советском районе мы многое знаем. Край наш родной - давно изучаем. И на природе часто бываем.)
Учитель – логопед: Нам нужно взять только самые нужные вещи, т. к. путешествие наше будет коротким.
Назовите, какие вещи в путешествии окажутся лишними? (ваза) Какие предметы нам необходимо взять с собой
Дети: (хлеб, воду компас, аптечку, маршрутную ленту.)
Игра: «Собери рюкзак»
Учитель – логопед: Что это такое и для чего она предназначена? Показывает маршрутную ленту.
Дети: Это маршрутная лента. На ней топографическими знаками изображаются объекты. Она нужна нам, чтобы путешествовать по заповеднику. Во время путешествия нам нужно преодолеть лес, речку, овраг, болото.
Учитель – логопед: Почему по заповеднику нельзя передвигаться на различных видах транспорта?
Дети: Нельзя нарушать привычный образ жизни заповедника и его обитателей. Животные и птицы могут испугаться шума моторов машин.
Тогда мы будем передвигаться по суше пешком. А по речке на плоту.
Основная часть:
Учитель – логопед: Заповедник, ты мой заповедник
Чем встревожен, молчишь от чего?
Приглашаю я вас в заповедник
Ты входи без боязни в него!
Учитель – логопед: Куда нам идти – подскажет маршрутная лента. Что это за знак? (тропинка) Пойдемте по тропинке.
Дети: Что это за камень около тропинки? Что-то на нем написано?
Учитель – логопед: Направо пойдешь – в болото попадешь.
Налево пойдешь – пропадешь.
Прямо пойдешь – в заповедник попадешь.
Дети: Советуются, принимают решение. Пойдем по тропинке, которая ведет в заповедник.
Учитель – логопед: - Какие опасности нас могут поджидать в лесу?
Дети: Можно заблудиться. Сбиться с дороги. Провалиться в яму. Встре-титься с диким зверем.
Учитель – логопед: Ребята, как нужно передвигаться по лесу?
Дети: Если дорога идет через лес, то стараться не уходить с дороги
Не потерять тропинку. Не кричать в лесу, чтобы не нарушать тишину заповедника. Не отставать от товарищей.
Учитель – логопед: Заповедник – край лесной. Куда ни кинь взгляд, везде величавая красота деревьев: А сможете ли вы по запаху определить, от какого дерева ветка? Игра: «Угадай по запаху»
(Дети с закрытыми глазами по запаху угадывают название деревьев, которые растут в заповеднике.) Дети идут дальше и останавливаются на берегу речки.
Учитель – логопед: Молодцы, мы узнали какие деревья растут в заповеднике.
Учитель – логопед: Как вы думаете, почему здесь нарисован плот?
Дети: Дальше передвигаться мы будем по речке на плоту.
Учитель – логопед: Где нам взять плот?
Дети: Изготовить плот из подручного материала. Из бревен, веток, которых много в лесу. Можно использовать веревки, которые мы взяли с собой
Учитель – логопед: Пойдемте искать речку. А вот и лесная речка течет.
Дети строят плот и отправляются путешествовать дальше.
Учитель – логопед: Мы готовы к отплытию. Вперед! Прислушайтесь к голосам птиц. Ребята, как весело щебечут птицы. В заповеднике обитает много различных видов птиц. А каких птиц много?
Игра: «Много кого?»
Дети: (много уток, гусей, кедровок, дятлов, глухарей, рябчиков, кукушек.)
Учитель – логопед: Как весело журчит лесная речка, мы плывем на плоту. Посмотрите в бинокль, что-то виднеется впереди. Это лесной завал – плотина.
Дети: Что это за зверьки около платины? Это бобры, это они построили плотину.
Учитель – логопед: Что вы знаете о бобрах?
Дети: Заповедник – край небольших рек и озер. В них обитают ондатры и бобры. Они перегораживают малые лесные речки, строят для жилья хатки.
Грызет бобр под водой так же хорошо и быстро, как и на суше. Они смелые, ловкие. Шубы и шапки из них очень красивые и дорогие. Но лучше мы будем носить синтетические вещи, а животные пусть живут! Они занесены в Красную книгу.
Учитель – логопед: Это Красная книга, куда заносятся животные, птицы, растения, которые находятся под охраной государства. Какие еще животные и птицы занесены в Красную книгу?
Дети: (Бобр, ондатра, лебедь,беркут, филин, серый журавль)
Учитель – логопед: Какая прекрасная погода, осенние солнце посылает последние теплые лучики. Так хочется пить, а вода закончилась. Можно ли нам взять воду из речки?
Дети: Речная вода не пригодна для питья.
Учитель – логопед: Что же нам делать?
Дети: Нужно поискать родник. На дне оврага почти всегда есть ручей, так как из земли бьют родники. Можно набрать воду, утолить жажду.
Учитель – логопед: Какой знак здесь нарисован? (овраг)
Дети: Нам придется пройти через овраг. Пойдемте поищем родничок.
Учитель – логопед: Тихо шепчет листва в заповедном лесу. Даже пение птиц не нарушит покой. День, а здесь тишина, родничок, лишь журчит Можно ли пить сырую воду, даже из родника?
Дети: Обсуждают. Нет, нужно ее обязательно очистить. Пропустить через песок, угольки, мох.
«Опыт по фильтрации воды»
Учитель – логопед: Какая вода?
Дети: (чистая, прозрачная, родниковая, прохладная, студеная, вкусная)
Учитель – логопед: Осенью в заповеднике необыкновенно красиво. Здесь можно встретить различных животных.
Игра «Найди на картинке тех животных, которые попали в заповедник по ошибке»
Учитель – логопед: Почему вы назвали этих животных?
Дети: (Это животные, которые живут только на крайнем севере)
Учитель – логопед: Какие еще животные обитают в заповеднике?
Дети: (бобры, куницы, волки, лисицы)
Учитель – логопед: Обратите внимание на какой красивой, сказочной полянке мы сидим. Представим, что мы лисички
Массаж биологических активных зон.
Музыкальная динамическая пауза «Лисонька»
Массаж в парах (дети стоят парами по кругу)
Утром лисонька проснулась (кулачками трут глазки)
Солнцу нежно улыбнулась (массаж губных складок)
В кулачок все пальцы сжала (сжимают в паре кулачки)
Растирать все лапки стала (растирают друг другу ладошки)
Ручки, ручки растирала (первый ребенок гладит руки от плеча вниз второму ребенку)
Ножки, ножки растирала (каждый себе гладит по коленям, пов- торяют еще раз)
А потом ладошкой пошлепала немножко (стучат по рукам товарища от плеча к ладошке)
Вот какая красота! (ладошки на щечках, качают головой)
Ну, красавица – лиса! (руки разведены чуть в стороны, поворот головы вправо, влево)
Учитель – логопед: Дети посмотрите, следы каких животных на песке? Дети: (лисьи, медвежьи, рысьи,)
Учитель – логопед: Посмотрите, что это? (Палатка) Что обозначает этот знак?
Дети: Палатка обозначает - привал, отдых.
Учитель – логопед: Предлагаю вам ребята немного отдохнуть. Согласны?
- Вы слышите шорох в кустах, кто бы это мог быть там? (зайчик)
Лог: Я заметила под елкой маленького зайчика. Ни кого нет. Наверное он испугался нас. Я предлагаю вам, из камешков выложить зайчика на песке.
Игра: «Сухой бассейн» (дети выкладывают зайчика)
Учитель – логопед: Отдохнули немного. Давайте продолжим путь. Посмотрим, где дальше проход наш маршрут?
- Какой это знак? (болото) Как же нам перейти болото?
Дети: Перейти болото по кочкам.
Учитель – логопед: Идти по кочкам, нужно очень осторожно, друг за другом на небольшом расстоянии. (по залу разложены «кочки» сшитые из материала)
Дети: Нас кто-то встречает.
Инспектор по охране животных: Здравствуйте дети! Вы вернулись на кордон заповедника.
- Знаете ли вы, люди, каких профессий живут и работает в заповеднике?
Дети: В заповеднике работают научные сотрудники, инспектора по охране животных, растений, птиц… метеорологи, зоологи.
Инспектор по охране животных: С какими животными и птицами встретились? Какие препятствия вам пришлось преодолеть? Что нового вы узнали, путешествуя по заповеднику? Что вам запомнилось во время путешествия? Произошло ли с вами что – то необычное? Я для вас приготовил сюрприз. Если вы угадаете, какую ягоду съели, я угощу вас ягодным пирогом.
Игра: «Угадай на вкус»
Инспектор по охране животных: Приглашает детей на чаепитие в здание, где живут и работают сотрудники заповедника.