Татьяна Шабалина
Конспект занятия «Мой город Медногорск самый лучший на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»» г. Медногорска
«Мой город Медногорск самый лучший на земле».
Составитель: Шабалина Татьяна Ильинична,
воспитатель высшей квалификационной категории
2018г.
Тема «Мой город Медногорск самый лучший на земле»
Актуальность.
Публикация «Конспект занятия „Мой город Медногорск самый лучший на земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.»
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Цель: Обогащение представлений детей о родном крае, малой Родине, городе Медногорске.
Задачи:
1. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу.
2. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
3. Учить детей называть название страны, свой город, достопримечательности города, уточнить и расширить знания о родном городе, познакомить с историей возникновения города.
4. Развивать правильную грамматическую речь, расширять словарный запас слов, игровые качества.
5. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу, желание сделать его ещё красивее.
Методы: словесные (используемые приё мы: рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово); наглядные (используемые приё мы: просмотр слайдов, фотографии).
Оборудование:
Компьютер, фотоматериалы интернет – ресурсов по теме; глобус; кукла Каркуша, фотографии, разрезные картинки с изображением детского сада.
Предварительная работа с детьми: Рассматривание иллюстраций о Медногорске и его достопримечательностей. Чтение стихов о родном городе, пословиц о дружбе. Беседа – наблюдение на тему «Улицы нашего города».
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»
Дети по очереди называют друг друга ласковыми словами.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умелые ребята. С такими и беседовать интересно.
Воспитатель: К нам в группу сегодня прилетела необычная гостья. (Воспитатель надевает на руку куклу-петрушку Каркуша).
Каркуша: Здравствуйте ребята! Я пролетала мимо и увидела в окошко, какие хорошие ребята в вашем детском саду. Я подумала, может, вы поможете мне найти ответ на один вопрос? Недавно я пролетала над удивительной, очень красивой страной. Но у кого я ни спрашивала, никто не знает, как она называется. Может быть вы знаете?
Воспитатель: Ребята попробуем помочь Каркуше? (дети соглашаются)
Каркуша: Я вам хочу показать, что я увидела (воспитатель предлагает детям присесть и показывает презентацию «Чудесная страна»)
Каркуша (комментирует презентацию) : В лесах этой страны живут удивительные дикие животные. А это мои пернатые друзья – птицы. Я видела длинные реки и прозрачные озера, бескрайние поля и леса, которые окружали большие города и маленькие села. А еще в этой стране живут добрые и трудолюбивые люди. Они очень любят свою страну и гордятся ей. А это флаг той страны, про которую я вам рассказала. Ребята, а вы догадались, что это за страна? (Россия)
Каркуща: Ребята, я принесла вам подарок. Но, чтобы узнать что это, вам необходимо отгадать загадку:
На ноге стоит одной.
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это?
Дети: Глобус.
Каркуша: А что такое глобус?
Дети: Глобус – это модель планеты Земля.
Воспитатель: Правильно, глобус – это модель планеты Земля, на которой мы живём. Ребята, что изображено на глобусе?
Дети: На глобусе изображены моря, реки, озёра, горы, леса.
Воспитатель: Земной шар огромный. Если бы мы захотели объехать вокруг него, то нам понадобилось много месяцев. Это общий дом для человечества. На Земном шаре изображены страны. В том числе и наша страна. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель показывает на глобусе территорию Российской Федерации.
Воспитатель: А столица нашей страны?
Дети: Столица нашей страны – Москва.
Воспитатель: Как называют людей, если они живут в России?
Дети: Они россияне.
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Медногорск.
Воспитатель: Рождаются дети, рождаются деревья, рождается жизнь на Земле, а вместе с ней рождаются и города. Также как и люди, города отмечают свои дни рождения.
Давным-давно, 79 лет назад родился и наш город с удивительным, красивым именем - Медногорск. Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что наш город стоит среди Уральских гор. (воспитатель показывает Уральские горы, город Медногорск)
Воспитатель: Ребята послушайте легенду рождения нашего города :
В давние – давние времена молодой джигит ехал по берегам реки, которая извивалась между горами и текла куда-то вдаль. Буйные травы росли по берегам, деревья подступали к самой воде. Напоил коня джигит, напился сам, и стал бродить по окрестным горам. И вдруг увидел редкий камень – оселок, при помощи которого можно было наточить ножи, косы, наконечники стрел. «Бейляу!» (оселок) – восторженно крикнул джигит, потому что таких камней в этой реке оказалось очень много. Стал собирать джигит камни в суму, да так увлёкся, что не заметил как стемнело. Поднял он голову – а коня-то рядом нет!. Кинулся джигит на его поиски. Звал его криком, звал его свистом – не пришёл скакун. А конь для джигита – всё его богатство. Два дня и две ночи бродил джигит по окрестным горам, и на третьи сутки уснул. Чуть рассвело, туман растаял и проснувшись джигит увидел, что место совсем не знакомое, но очень красивое. На душе полегчало, а тут не вдалеке заржал тревожно его конь. Ту речку, где джигит нашёл точильный камень оселок – стали называть Бейляу (сейчас название – Блява, а то место, где джигит нашёл своего коня, стали называть куан дык, что в переводе с башкирского означает «долина счастья». На берегах речки Блявы возник позже посёлок Блявтамак.
Заметно оживились эти края с началом прокладки железной дороги «Оренбург – Орск». В 1932 году на наших землях было найдено геологами большое месторождение медной руды.
Так 79 лет назад на карте России появилась новая точка – город Медногорск
Началось строительство Медносерного комбината. В годы войны сюда был эвакуирован Тульский оружейный завод № 314 (сейчас это завод «Уралэлектро). Но вот отгрохотала война… Мирное время ворвалось в наш город. Стали появляться новые дома, улицы и целые микрорайоны.
Тысячи людей считают Медногорск - своим домом. Он стал родным для всех, кто приехал сюда из разных уголков России. А для ребят, появившихся здесь на свет, наш городок – действительно - Родина
Ребё нок:
Город меди! Как нам не гордиться
Юностью и доблестью твоей!
Весь твой путь – чудесная страница
В летописи Родины моей.
Вырос медно – серный. В Ракитянке
Выдается на гора руда,
На глухом когда-то полустанке
С грузами грохочут поезда.
Строков П.
В: Ребята, давайте расскажем Каркуше про наш город Медногорск, а она посмотрит и послушает (воспитатель оставляет игрушку на видном месте).
Воспитатель: Мы отправляемся в дорогу. (Физкультминутка).
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песню мы поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
Воспитатель: Я загадаю загадки, а отгадки вы найдете среди этих фотографий. (На столе разложены фотографии стадиона, школы, магазина, железнодорожного вокзала, поликлиники).
1. Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)
1. В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а… (музей)
2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)
4. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, Детскую… (больницу)
5. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это… (детский сад)
6. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько знаете о своем родном городе! И все же давайте скажем, а какой наш город?
Дети: красивый, большой, чистый, зеленый, веселый и т. д.
Воспитатель: Ребята, а ведь город не сам стал таким. Люди разных профессий создавали, строили наш красивый город. Они старались, работали хорошо, чтобы нам в городе было удобно жить, чтобы он был очень красивый и большой. И сейчас город продолжает расти. Скажите, кто же помогает расти городу?
Дети: Строители.
Воспитатель: Правильно. Строители строят новые красивые здания. И я вам предлагаю стать ненадолго строителями и построить пятиэтажный дом.
Физкультминутка
Строим, строим новый дом,
Молоточком мы стучим
Справа – тук! (дети стучат кулачками справа)
И слева – тук! (дети стучат кулачками слева)
Впереди – тук- тук, тук- тук! (дети стучат кулачками впереди)
Мы построим новый дом.
Будет в нём фундамент крепкий, (дети приседают и показывают руками)
Окна встроим, (дети показывают руками воображаемые окна)
Двери вставим (дети показывают руками воображаемые двери)
Посчитаем этажи. (дети считают до 5, подтягиваясь на носочках)
Воспитатель: Да, строители постарались на славу. Замечательные дома построили. Но ведь не только благодаря строителям город стал таким красивым, правда? Я хочу предложить вам поиграть в одну интересную игру, чтобы вспомнить, люди каких профессий украшают наш город.
Рассаживайтесь удобно на ковре, чтобы всем был виден экран.
Дети садятся на стульчики перед экраном.
Презентация-игра «Профессии»
Воспитатель: На экране вы видите картинки разных профессий. Вы должны догадаться, о какой профессии идет речь.
Дети перечисляют.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились.
Воспитатель: Ой, ребята смотрите это ваза с волшебными цветами (из бумаги). Все цветы разного цвета. Возьмите себе по одному цветочку, цветочки эти непростые. Они приведут вас к конвертам такого же цвета. Эти конверты прячутся у нас в группе. Предлагаю вам поискать их, только тихо-тихо, чтобы конверты не испугались и не улетели как бабочки.
Дети находят конверты нужного цвета.
Воспитатель: Ребята, откройте свои конверты и посмотрите, что в них находиться?
Дети: Элементы фотографий с изображением нашего детского сада.
Воспитатель: Чтобы получилась целая картинка, вам нужно сложить все части вместе.
(дети складывают части в общую картину)
Воспитатель: Молодцы! Вы здорово справились с заданием. А теперь скажите, что же у вас получилось?
Дети: наш детский сад
Воспитатель: Ребята, на какой улице находится наш детский сад?
Дети: Совхозная
Воспитатель: Да, все правильно. Ребята, а сейчас послушайте стихотворение про наш любимый город
На свете много городов
Красивых, светлых, шумных,
А я люблю свой Медногорск,
Спокойный и уютный
В снега ли зимние одетый
Иль осенью в багряном цвете
Весной иль знойным летом,
Он лучше всех на этом свете.
Меркитанов Ю.
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия
Каркуша: Какие вы молодцы ребята. Вы много рассказали мне о своём городе. Правильно сказали, что в городе много улиц, домов, красивая природа. В городе трудится много людей, которые хотят, чтоб наш город стал лучше, красивее и богаче. (Каркуша благодарит за интересный рассказ и спрашивает, что понравилось детям? Дети прощаются с каркушей.
Вот мы с вами и подошли к концу нашего занятия. А теперь давайте ещё раз повторим и поиграем:
Игра «Закончи предложение» (дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Мы живем в городе…
Воспитатель: Жители нашего города называются?
Воспитатель: Наша страна…
Воспитатель: Столица России…
Воспитатель: Президент Российской Федерации…
Воспитатель: Наш детский сад называется….
Воспитатель: В нашем городе есть улицы….
Воспитатель: Наш детский сад находится на улице….
Дети вместе с воспитателем:
Давайте же друзья любить свой город!
Ценить, беречь и украшать.
Воспитатель: На этом занятие окончено (воспитатель благодарит каждого ребенка за работу на занятии).
Литература:
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М. :ЦГЛ,2005
Бахшиева И. Г., Беленкая Р. И. Родной край: учебно-методическое пособие для организации дошкольного образования. Г. Тирасполь: ПГИРО, 2010г.
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду Под редакцией: Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -М. : ТЦ Сфера, 2005.
Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.