МАРИЯ ШУМИЛОВА
Конспект занятия «Русская ложка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»
Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке
для детей старшего возраста
«Русская ложка»
Подготовила:
музыкальный руководитель ДОУ
Шумилова М. А.
2013 г.
Цель занятия : Развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Русская ложка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1) Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке, как о народном шумовом музыкальном инструменте;
2) Развивать чувство ритма, фонематический слух;
3) Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
4) Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа.
Ход :
Дети под р. н. музыку «Светит месяц, светит ясный» входят в зал.
Муз. р: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся с ними по музыкальному
Распевка: Добрый день, добрый день
Нам здороваться не лень,
Этими словами, здороваемся с вами
Здрав-ствуй-те! (до, ми, соль, соль, ми, до)
Муз. р: Ребята, а какая музыка звучала, когда вы входили в зал? Какая по характеру? Это хороводная песня. А что такое хоровод? В хороводе движения выполняются по кругу.
Хороводное движение «Завивание улитки», мы знаем, а сегодня будем «завивать улиточку» в разные стороны. Предлагается детям самим исполнить движение «Улитка» под песню «Светит месяц, светит ясный». Сели на стульчики
Муз. р: Я сегодня к вам пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Входит Антошка (плачет) : Ну вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!
Музыкальный руководитель:
Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка:
А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Музыкальный руководитель:
Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Антошка:
А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
Музыкальный руководитель:
Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.
Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?
Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.
(дети садятся на стульчики)
Просмотр презентации «Русская ложка»
Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.
Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
.Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки».А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках называют ложкари.
Музыкальный руководитель :
Но вот, ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.
Существует огромное количество приёмов игры на ложках.
Вы видели, как держат ложки настоящие ложкари, сразу по несколько ложек в одной руки, для нас это будет пока сложно.
Антошка:
Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно, какие то ложки у меня неправильные!
Музыкальный руководитель:
Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?
Вот теперь, когда мы узнали все про ложки, настало время познакомиться с ними ближе. А теперь возьмём ложки и попробуем на них поиграть. Но сначала – обязательные правила: ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Ребята, чтобы научиться играть так, как играют настоящие ложкари нужно очень долго учиться, мы сейчас с вами поиграем более легкими приемами. Возьмем ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.
Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям. (повторяем некоторые приемы)
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Вы умеете считать?
Ритмическое упражнение
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)
Антошка:
Ой как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
Музыкальный руководитель:
Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
Антошка: А что тут сложного, вот я и петь и играть могу.
(играет и поет не ритмично, не впопад)
Музыкальный руководитель:
Опять, ты Антошка торопишься, чтобы одновременно петь и играть, нужно много потрудиться, но на предыдущих занятиях мы с ребятами разучили песню «Пых, пых самовар». Сейчас мы попробуем и спеть, и поиграть. Но только перед тем, как петь, надо голосок погреть.
Кладем ложки на стульчики. Встанем на ножки, погреем ладошки.
Разминка «Зимушка-зима» (Массаж биологически активных точек.)
Музыкальный руководитель:
– Да, да, да-да-да, наступили холода (потереть ладони друг о друга) .
Да, да, да-да-да, превратилась в лед вода (раскрытыми ладонями поочерёдно растирать шею сверху вниз) .
Ду, ду, ду-ду-ду, поскользнулся я на льду (подушечками пальцев растереть мочки ушей) .
Ду, ду, ду-ду-ду, я на лыжах иду (указательными пальцами сверху вниз потирать нос по бокам) .
Ди, ди, ди-ди-ди, вижу заячьи следы (ребрами ладоней делать встречные движения по лбу) .
Ди, ди, ди-ди-ди, ну, заяц погоди! (погрозить пальцем) .
Такая гимнастика поможет вам в любом деле, подготовит ваш организм, согреет его. А теперь распевка для голоса.
Распевка: Бегемотик бегемот, у тебя болит живот? Нет, нет, нет, нет, нет, просто съел я сто конфет.
Музыкальный руководитель:
Теперь мы готовы петь! Давайте встанем и исполним песню «Пых, пых, самовар».
Исполнение песни «Пых, пых, самовар», слова Д. Садовского, музыка Ю. Горячева
Антошка:
Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Значит мы готовы показать первый концерт?
Музыкальный руководитель:
Ребята, правда здорово у вас получилось. Вы готовы показать небольшой концерт?
Антошка, а дети еще веселую песню знают про д/сад,
давайте попробуем тоже ее спеть и подыграть на ложках.
Песня «Ах, как хорошо в садике живется»
Музыкальный руководитель:
Молодцы, а сейчас давайте поиграем, как настоящие ложкари, если вы будете меня
внимательно слушать, то все у нас получится. (садимся по кругу на колени)
Игра на ложках : «Во горнице.»
Музыкальный руководитель: Молодцы!
Кто очень старается, у того и чудеса получаются.
Антошка:
Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)
Музыкальный руководитель:
Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?
Антошка:
Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!
Проводиться игра «Найди Ложку»
Музыкальный руководитель:
Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, как ее делают, научились некоторым приемам игры на ложках.
За что мы держим ложки? А как зовут людей, которые играют на ложках? Вы были очень внимательными и старались.
Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.
Собираю ложки в коробку с двойным дном. Незаметно переворачиваю её и достаю шоколадки.
Музыкальный руководитель:
За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Вы ко мне еще придете и я вам подробно о них расскажу. И играть на них научу.
А сейчас прощальная! «Ах, вы, сени» р. н. м.
«До свиданья, до свиданья,
До свиданья!»- говорим.
И еще разок, пожалуй,
С вами встретиться хотим!
Топающим шагом, змейкой уходят из зала.