Надежда Любина
Конспект занятия «Музыкальный спектакль «Мешок яблок» по произведению В. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Музыкальный спектакль «Мешок яблок» по одноимённому произведению В. Сутеева».
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).
Любина Надежда Алексеевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 150»
Воронеж 2015.
Публикация «Конспект занятия „Музыкальный спектакль „Мешок яблок“ по произведению В, Сутеева“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сутеев В.Г.
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- «Мешок яблок» сказка
- Темочки
Цель: Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; артистические навыки. Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
• Приобщать детей к искусству театра, вовлекать в игры по сюжетам знакомых сказок, рассказов.
• Развивать интерес детей к театрализованной игре, способствовать развитию творческой самостоятельности, формировать умение действовать в театральном коллективе.
Социально – коммуникативное:
• Побуждать взаимодействию с партнерами на сцене, развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей
Художественно – эстетическое развитие:
• Формировать умение разыгрывать несложные представления, входить в роль, использовать для воплощения образа выразительные средства: интонацию, мимику, жест, развитие эстетического вкуса в передаче образа.
Физическое развитие:
• Продолжать закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Задачи:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов видов театров);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
В своей работе применяла словесные и наглядные методы работы с детьми:
1. художественное слово: чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинам, беседы на разные темы: «Моя любимая игрушка», «В какие игры играть дома», «Где спят твои игрушки», «Какая любимая твоя сказка», «Любимый сказочный персонаж», «Что такое хорошо, а что такое плохо».
2. Устное народное творчество: чтение потешек, закличек, песен, хороводные игры, пальчиковые игры, физминутки, прослушивание в грамзаписи сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений.
3. настольно – печатные игры, строительные игры, сюжетно – ролевые игры, игры – инсценировки, игры – этюды, игры драматизации.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитываю:
1. Индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.
2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
5. Возрастные и гендерные особенности детей.
Действующие лица: Федора, колобок, заяц, зайчиха и три зайчонка, белка и бельчонок, коза и два козлёнка, медведь, крот, ёж, волк, ворона.
Декорации: На высокой - декорации леса, на низкой - внутреннего интерьера домика зайца (окно, кровать зайчат, стол, различная утварь, прикрытые тканью, при действиях, которые происходят в лесу. Левая декорация высокой ширмы имеет поворотный механизм с одной стороны - деревья, с другой домик Федоры. Музыкальные фонограммы : музыка, сопровождающая появление и уход со сцены героев, заключительная песня (текст, осенняя песенка-танец, шум леса во время грозы.
Мелкие атрибуты: Мешок с яблоками, тазик, полотенце, игрушки-продукты (капуста, бочонок мёда, корзинка с орехами, овощи). Кленовые листья для танца «Осенние листья».
Пролог. – Много в мире сказок грустных и смешных,
И пожить на свете нам нельзя без них.
1 действие.
Появление Федоры под мелодию русской народной песни «Ах вы сени, мои сени» : (метёт, напевает) :
Федора: По сусекам помела, колобка состряпала-
Вот какой румяненький
И красивый маленький…
Колобок: Ма-ма!
Федора: Как ма-ма? А как же его после этого съесть-то? Ума не приложу!
Колобок: Мама! Мама! Мама!
Федора: Ну что ж ты, угомонись, вечер уже. Тебе, маленькому-то, спать уже пора. Ну-ка закрывай глазки. Баю-баю… Баю-баю… (Колобок вскакивает, катиться).
Федора: Куда! Ишь ты! Всё бы ему «От бабушки ушёл…» Иди к мамочке, маленький. Мама тебя не обидит.
Колобок: Не хочу спать! Не буду! Расскажи мне сказочку.
Федора: Про Снегурочку!
Колобок: Нет, не про снег и зиму. Про осень да яблоки хочу.
Федора: Хм… Осень… Ну что ж, наступила осень… А чего рассказывать-то… (зовёт нараспев) Осень! Осень! Вернись, осень!
Песня - танец «Осень пришла» (сопровождается движениями-имитацией, перед театральной ширмой.)
Федора: Вот тебе и осень! (Дети уходят за ширму)
Звучит музыка. Появляется заяц с мешком.
Заяц: Грибы все собрали, ягоды сорвали. Совсем ничего нет…совсем ничего нет. (Дошёл до яблони). Ух ты, яблоня! Урра! Вот будет моим зайчатам радость! Я-блоч-ки (нараспев…Я-блоч-ки (собирает в мешок)
Прилетает ворона. (Летает, каркает)
Ворона: Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останеться!
Заяц: Напрасно каркаешь, здесь яблочек на весь лес хватит. А у меня зайчата голодные дома сидят.
(Звучит музыкальная фонограмма, периодически повторяющаяся мелодия при появлении новых персонажей.)
Ворона улетает. Заяц тащит мешок спиной вперед.
Идет Медведь. Заяц упирается в него, пугается и приседает.
Заяц – Ой!
Медведь – Ха-ха-ха! Чего испугался, дурашка? Не бойся, не трону!
Ну, рассказывай, чего несешь? Куда путь держишь?
Заяц (поет) – До… до… Дома ждет меня семья,
Любят фрукты сыновья:
Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок –
Все по лавкам скок-поскок!
(говорит) - Четыре сыночка и лапочка дочка.
Заяц дает яблоко Медведю.
Медведь – Ну, спасибо! (пробует). Ничего яблочки! Ну-ка, дай еще…
Заяц – Берите, сколько хотите, дядя Миша, у меня их много!
Медведь – Ну, будь здоров!
Заяц: До свидания, дядя Миша! (вдогонку)
Под музыку появляется Белка с бельчонком.
Поют песню «Умывание бельчонка» имитируют текстовые движения.
«Поутру в лесу, спросонок
Умывается бельчонок.
Мать бельчиха таз берет
Мордочку бельчонку трёт».
Бельчонок: Не хочу, не хочу умываться!
Белочка (умывает) : Ну вот, теперь порядок.
Бельчонок: А-а-а… (плачет).
Заяц: Не плачь, вот тебе яблочко румяное. Улыбнись.
(Бельчонок громко смеётся).
Бельчонок: Яблочко - не шишка, спелое какое! (смеётся)
Белка: Спасибо тебе, заяц, успокоил моего малыша.
(Под музыку белки и заяц уходят)
Появляется ёж.
Я три часа в лесу хожу.
Грибов совсем не нахожу.
И дождик был, тепло совсем.
Но кто – то их собрал и съел!
Опята, грузди, белый гриб-
Я их люблю, я к ним привык.
Но кто-то ночью их сорвал!
Я не успел… Какой удар!
Заяц – Эй, чего ты пыхтишь, Колючая голова?
Еж – Да вот, хотел грибов насобирать, а они чего-то не попадаются.
Заяц – Плохо дело. Тогда возьми яблок. У меня их много.
Давай сюда свое лукошко.
(Перекладывает в корзинку, уходят).
Еж – Спасибо, выручил ты меня, Косой.
Заяц – На здоровье, Колючая голова.
Еж уходит. Заяц идет дальше. Появляется Крот.
Крот – Кто тут?
Заяц – Это я, Заяц!
Крот – А! Здорово, Косой! Давненько мы с тобой не виделись!
А чем это так пахнет?. Яблоками?
Заяц – Угадал, приятель. На вот, попробуй! (угощает).
Крот – Спасибо, друг. Скоро увидимся.
Крот уходит.
На лужайке появляются Коза с козлятами.
Коза – Козлятушки - ребятушки, пойдемте со мной!
Коза – Вы, козлятушки! Вы, ребятушки,
Всегда слушайте свою матушку.
Разбудила вас спозараночку,
Поиграйте здесь, на поляночке.
Козлята – Семеро, семеро, семеро козлят
Весело, весело, весело шумят.
Ну, давайте, братцы, прыгать и бодаться!
Прыгать и бодаться!
Заяц – Добрый день тебе, Коза!
Здравствуйте, козлятки!
Угощайтесь яблочками, милые ребятки! (угощает).
Козлята – Спасибо, дяденька Заяц!
Коза – Спасибо тебе, Заяц!
Заяц – Кушайте на здоровье!
2 действие.
Действие сказки перемещается. Дети – артисты перемещаются по ходу действия. Размещаются сидя на стульях.
Колобок (Федоре) : А дальше?
Федора: Недолго сказка сказывается, а долго дело делается.
Слушай, что было дальше …
А в заячьем домике давно ждут папу зайца.
Дом Зайца. Зайчиха и Зайчата сидят за пустым столом, на лавочках.
Зайчиха – Слушайте, зайчата, сказку:
Покатился колобок дальше, далеко-далеко в лес…
Колобок (Федоре) : Про меня! Сейчас как выпрыгну, как выскочу!
Федора: Тише! Не мешай!
1-ый зайчонок – А папа скоро придет?
Зайчиха – Скоро, зайчик, скоро.
2-ой зайчонок – Я есть хочу.
Зайчиха – Сиди смирно. Вот придет отец, обедать сядем.
Стук в дверь. Входит белка. В лапках у неё корзинка
3- ий зайчонок – Папа, папа пришел!
Зайчиха – Кто там?
Белка: Соседка, я вам орехи принесла для зайчат. Угощайтесь!
Зайчата – Орехи принесли! Ура!
Зайчиха – Спасибо тебе, Белочка! Приходи к нам в гости.
Белка убегает.
Приходит Еж с корзинкой с грибами.
Еж – Здравствуй, Зайчиха! Хозяина твоего в лесу встретил. Яблок он набрал полный мешок.
Зайчиха – Да что-то нет его…
Еж – Наверное, мешок тяжелый получился, вот он и запаздывает.
А вам от меня грибы в подарочек.
Зайчиха – Спасибо тебе, Еж! Приходи к нам в гости.
Еж уходит.
Приходит Коза, несет кочан капусты.
Коза – Ме-е-е! Здравствуй, соседка! Капуста нынче хорошая уродилась.
Возьми зайчатам, не побрезгуй!
Зайчиха – Спасибо тебе, Коза! Приходи к нам в гости со своими козлятами.
Коза уходит.
Идет Крот, несет на тарелке овощи (морковь, свеклу, репу, картошку)
Крот – Здесь Заяц живет?
Зайчиха – Здесь. Только его с утра дома нет.
Крот – Значит, я правильно дорогу нашел. Нате, вот, угощайтесь!
Зайчата – Ура!
Зайчиха – Ну, и чудеса! Только где же Заяц-то мой?
Крот уходит.
Зайчиха уходит
Заяц идет дальше. Летит Ворона.
Ворона – Карр! Карр! Вот ведь какой! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!
Заяц – Ты уж прости! Забыл как-то!
Заяц смотрит в мешок – там пусто.
Заяц – Ничего! Сейчас пойду в лес и еще мешок яблок наберу.
Ворона – Ну, куда ты пойдешь? Дело к вечеру идет, и туча надвигается.
Того и гляди, дождь начнется!
Заяц – Я быстро! И на твою долю яблок наберу.
Ворона – Нужны мне твои яблоки.
(Заяц бежит в лес - уходит со сцены. Звучит фонограмма «Гроза»)
Заяц и Ворона разбегаются в разные стороны.
3 действие
Колобок (Федоре) : А дальше что?
Федора: Смотри внимательно.
Лес. Возле яблони – Волк.
Волк – Никто меня не любит, никто не приголубит.
Я вечно одинокий, голодный серый Волк.
Я зубами – щелк! Грозно зарычу!
На пути не стой – мигом проглочу!
Волк: У-у-у! Как есть-то, хочется! Может попробовать травку-муравку, как эти травоядные? (Срывает траву, пробует, плюётся).
Волк: Фу, какая гадость! Как это можно есть!
Навстречу Волку выскакивает Заяц с пустым мешком, пугается, приседает.
Заяц – Ой!
Волк: Тебе что здесь нужно?
Заяц: …Я…Яблочки хотел собрать…Зайчатам…
Волк: Значит, ты яблоки любишь?
Заяц: Лю…люблю…
Волк: А я зайчат очень люблю. (Рычит, бросается на зайца. Заяц накрывает его пустым мешком и убегает).
Волк – Ой! Ой-ой!
Волк кричит, размахивает руками и убегает в другую сторону.
4 действие.
Федора: Уже поздно ночью пришел заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спят зайчата. Только зайчиха не спала - тихо плакала в своём уголке.
Дом Зайца. Зайчиха и зайчата сидят за накрытым столом.
В дом вбегает Заяц, кричит
Заяц – Скорее запри дверь!
Зайчиха (всплескивает руками) – Зайчик, бедный мой!
Зайчата – Папка! Папка пришел!
Заяц – Я… Я ничего… совсем ничего вам не принес…
Зайчиха – Да у нас всего много!
Раздается стук в дверь, там – Медведь с бочонком меда.
Заяц – Это он! Волк! Прячьтесь все!
Медведь – Эй, Косой, где ты? Да не бойся, это я стучал.
Заяц – Я здесь, дядя Миша!
Медведь – Вот, получай от меня подарочек. Мед настоящий, липовый, здоровью помогает.
Заяц и Зайчиха – Спасибо тебе, дядя Миша!
Заяц – Приходи к нам, гостем будешь!
Зайчиха – Вот и утро наступило.
Друзей я в гости пригласила.
Приходите все скорей!
Вместе будет веселей.
Выходят к столу все звери.
Летит Ворона.
Ворона – Карр! Карр! Ну, и чудеса! Как могло из пустого мешка столько добра появиться?
Появляется Волк.
Зайчиха – Заинька, я Волка вижу!
Волк – Не бойтесь, я вас не обижу!
Я один в лесу брожу и друзей не нахожу.
Вы, друзья, меня простите, к себе в гости пригласите.
А в подарок малышам яблочки примите! (отдает корзинку с яблоками).
Все – Вот как славно! Так и быть,
Будем вместе все дружить!
Эпилог.
Федора: Сказки нас учат добрыми быть,
Крепко дружить, дружбу ценить,
Слабым во всем и всегда помогать
И малышей не обижать.
Заключительная песня: С. И Т. Никитины «Песенка о сказке»
Текст песни «Песенка о сказке»
1. Сказка по лесу идет —
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод.
Сказка — умница и прелесть,
С нами рядышком живет.
Припев:
Чтобы-чтобы-чтобы снова
Добрый злого победил,
Чтобы добрый чтобы злого
Стать хорошим убедил!
Чтобы добрый чтобы злого
Стать хорошим убедил!
2. Ах, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки —
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Припев.
Сказка по лесу идет,
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая, из ворот.
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод.
Сказка — умница и прелесть,
С нами рядышком живет.
Припев.
Поклон. Дети машут рукой и выходят из зала.