Наталья
Конспект этической беседы в подготовительной группе «Какой он — культурный человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей понятие «культурный человек».
Задачи:
Образовательные:
-формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
учить осознанно относиться к поступкам людей, уметь правильно оценивать
эти поступки, побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание
совершать положительные и осуждать отрицательные поступки;
-формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений,
учить правильному построению предложений.
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки;
Публикация «Конспект этической беседы в подготовительной группе „Какой он — культурный человек“» размещена в разделах
-мышление, память.
Воспитательные
-воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к
старшим, ответственность за свои поступки.
Предварительная работа:
Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела», чтение
художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?», обсуждение правил вежливости, заучивание пословиц о честности и вежливости.
Материал и оборудование: аудиозапись «Улыбка», мяч, карандаши, мелки, белые листы бумаги, ножницы, лист ватмана, клеевой карандаш.
Ход беседы.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка».
Воспитатель задает вопрос:
-Про что эта песня, ребята? (Ответы детей)
-Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите
пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (это
человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает
взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает).
-Скажите мне, пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать
культурным человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение).
-Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют
дружелюбно относиться к окружающим. Недавно мы с вами прочитали
рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был
Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал,
плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).
-Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему
относились окружающие его люди? (Высказывания детей).
-Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог
исправиться и как? (Ответы детей).
-Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в
глаза, тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка
волшебником? Почему?
(Ответы детей).
-Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он
помог, Павлику измениться, стать вежливым, добрее относиться к близким
людям.
-Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Назови вежливое слово»
(Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает
вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает
мяч воспитателю)
-Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?
(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
-Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с
просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны,
разрешите).
-Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим (До свидания, прощай,
до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).
-Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы
быть культурным человеком достаточно быть вежливым? Каким качеством
нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то
пообещал надо сделать).
-Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще
честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим
качествам? (Рассказ «Почему»).
-Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).
-По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она
поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько
скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).
-Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что
его так мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его
мучила совесть).
-Согласна. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала, как надо
правильно поступать. Скажите, что изменило ваше отношение к главному
герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав
правду, он смелый).
-Для того чтобы быть культурным человеком, не достаточно быть только
вежливым, нужно быть еще честным, правдивым, и смелым. Давайте с вами
вспомним пословицы о честности и вежливости.
(Дети по очереди говорят пословицы, которые знают)
-В ком правды нет, в том добра мало.
-Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.
-Правда в воде не тонет, в огне не горит.
-Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.
-Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
-От ласкового слова язык не отсохнет.
-А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе».
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, чтобы нарисовать карточки-схемы "Правила поведения культурного человека".
-Дети, давайте еще раз вспомним, как вести себя в группе, чего делать нельзя? Дети по очереди называют правила.
-В группе не кричать.
-Здороваться при встрече.
-Нельзя драться с друзьями.
-Нужно играть в спокойные игры.
-Не перебивать взрослых.
-Не обижать младших.
-Помогать друг другу и т. д.
Воспитатель спрашивает детей, как бы схематично это можно зарисовать. Например, "В группе не кричать"- перечеркнутый открытый рот, "Здороваться при встрече"- рукопожатие и т. д. Варианты детей.
Далее, по желанию, детям предлагается нарисовать схематично одно из правил, вырезать и из схем составить стенгазету.
-У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее повесим в группе и будем соблюдать все эти правила. Большое всем спасибо.
-Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей).
Если вам было интересно сегодня на занятии-хлопните в ладошки, если нет-топните ножнами.