Светлана Шморгунова
Конспект этической беседы с детьми «Эти загадочные рисунки (значение орнамента в культуре народов Севера)»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект этической беседы с детьми на тему : «Эти загадочные рисунки (значение орнамента в культуре народов Севера)
Автор разработки : Шморгунова С. Я. воспитатель, МБДОУ №4 д/сад
«Умка»
Публикация «Конспект этической беседы с детьми „Эти загадочные рисунки (значение орнамента в культуре народов Севера)“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Орнамент и узоры
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Образовательная область (образовательные области) :познавательное, речевое развитие
Возраст детей: старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Воспитательные задачи: воспитывать чувство уважения к народному творчеству, традициям и обычаям других народов
Формирующие ценности: формировать интерес к культуре северных народов, к их традициям, наследиям, национальным видам искусства, посредством изучения орнаментов.
Вводная часть:
Воспитатель: Если вы живете на Югорской земле, то вы же знаете, что ее нельзя не любить. Югорский край терпелив, щедр и могуч. Давным-давно первые русские люди породнились с местными жителями Югры - ханты и манси
Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты- Мансийского округа, мы должны усвоить культурное наследие, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живем.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие,страну «Тайна орнаментов народов ханты и манси!» Мы с вами узнаем тайну об орнаменте народа ханты и манси, научимся применять наши знания в изготовленных изделиях.
Основная часть:
Воспитатель: Что такое орнамент? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, орнамент – это узор из геометрических,
растительных, животных элементов.
Орнамент хантыйского народа богат и многообразен. Орнамент у этого народа "говорящий".
Воспитатель: Как вы понимаете, говорящий орнамент? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, каждый содержит в себе определенную информацию, что-либо обозначает и имеет свое название, как книга.
Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром.
Названия узорам давали по сходству предмета, либо животного. Народ
изображал богатую природу и свою жизнь на севере.
У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивают свою одежду орнаментом. Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того, чтобы духи не приносили им зла, а наоборот, оберегали их, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую — другие.
Воспитатель: Сейчас познакомимся и посмотрим на виды орнаментов
(Презентация)
Воспитатель:В орнаментах записана история народа, они рассказывают о
человеке, с какого он поселения. Орнамент выполняют функцию оберегов.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое оберег? (ответы детей)
Воспитатель: От чего он оберегает? (ответы детей)
Воспитатель: Орнамент – служит украшением,как одежды ханты, так и посуды.
Воспитатель: Мы узнали, что природа была источником создания орнамента.
Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии
национального колорита народа ханты и манси.
Воспитатель: Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
Заключительная часть
Воспитатель: А сейчас я предлагаю раскрасить полосочки орнаментом
(во время работы звучат хантыйские мелодии, воспитатель оказывает помощь детям, которые затрудняются в выполнении задания)
Выставка детских работ