Виктория Нестеренко
Конспект экспериментальной деятельности по теме «Отпечатки пальцев» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятием «отпечатки пальцев», а так же с нетрадиционной техникой их использования.
Задачи: научить детей делать отпечатки пальцев; развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; познакомить с такими понятиями как дактилоскопия, папиллярные узоры.
Оборудование: фартуки с нарукавниками по количеству детей, 2 стола с кварцевым песком, влажные салфетки, бумага для рисования белая, лупы, грифельные карандаши, скотч, бумага для копирования, растительное масло, одноразовые стаканы маленькие, пипетка, йод, кисточка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Старшая группа
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Предварительная работа: экспериментирование с сухим песком в мини – лаборатории, беседы о правилах поведения с песком. Беседы по темам: «Что такое эксперимент?», «Кто такие экологи?», «Что ты знаешь о профессии учёных?».
Ход работы:
Ребята, а вы знаете, что ежегодно 11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке. Празднуют это событие с 2016 года. Как по - вашему, что такое наука? (ответы детей)
Наука – это изучение чего – то нового. Благодаря науке, человек способен лучше понять мир, в котором мы живём. Я думаю, что быть учёным это очень интересно и совсем не сложно. А как вы думаете? «Может быть проверим?»
- «Отлично. Если вы готовы побыть немного учёными, тогда положите свои ладошки на мою ладонь. Тогда я приглашаю вас поиграть немного с песком. Пожалуйста, подойдите к столам и мы начнем с вами работать. Для начала давайте вспомним правила поведения с песком. Надевайте фартуки и нарукавники и приступим. С каким песком легче всего играть? А что можно из него сделать? А знаете ли вы, что на влажном песке можно оставить любые следы. Чем мы можем их оставить? Отлично. Возьмите игрушки и оставьте любые следы. Ребята, а ёще можно оставить на влажном песке свои отпечатки рук. Вы когда - нибудь слышали о таком? Попробуйте это сделать.
Воспитатель прижимает свою ладонь и дорисовывает части рыбки. Посмотрите, что у меня получилось. Хотите попробовать сами что – то дорисовать? Отлично у вас получилось. А знаете ли вы, что отпечатки можно оставить не только на песке. А как вы думаете, на чём ещё можно оставлять свои отпечатки? Я полностью с вами согласна. Пока вы будете вытирать руки влажными салфетками, я расскажу вам о том, что у всех людей отпечатки пальцев совершенно разные. Вам интересно узнать, почему? Тогда давайте пройдём за стол, возьмём лупу и рассмотрим наши подушечки пальцев. Что вы там увидели? …
На подушечках наших пальцев видны разные узоры в виде кругов, завитков и т. д. Посмотрев на ваши пальцы, учёные, специалисты могут многое о вас рассказать. Вот эти узоры называются папиллярные. А как вы думаете, для чего нужны отпечатки пальцев?.
Помощью отпечатков можно разблокировать телефон, домофон и даже открыть сейф. Сканер считывает ваш рисунок на пальце, сравнивает его с оригиналом и нет необходимости запоминать цифры. По ним можно найти преступника. Такой способ называется - дактилоскопия. Дактилоскопия – это способ установления человека по отпечаткам пальцев. А вы хотите увидеть свои отпечатки пальцев? Тогда я предлагаю вам несколько способов, как можно это сделать, а вы выберите какой способ наиболее вам интересен и попробуете его повторить. Готовы? Тогда похлопайте в ладоши.
1. Способ: нарисуйте простым карандашом на белом листе бумаги простые линии. А затем по начерченному месту проведите пальцем. Аккуратно наклейте кусочек скотча на подушечку пальца, а затем снимите скотч и наклейте его на белый лист бумаги. Протрите влажной салфеткой руки. Возьмите лупу и посмотрите, что вы видите.
2. Способ: возьмите кусочек копированной бумаги и проведите по нему несколько раз пальцем так, чтобы краска осталась на пальце. Затем приложите ее на белую бумагу. Хорошо прижимайте палец к бумаге. Ваш отпечаток готов.
3. Способ: потрите палец о лоб или окуните кисточку в масло и проведите ею по пальцу. Затем приложите палец к бумаге. С помощью взрослого возьмите йод и капните в стакан 2- 3 капли. Переверните стакан вниз и поставьте на отпечаток. Наш отпечаток проявился. Давайте подумаем, почему так получилось?
Я рассказала вам несколько способов, но вы можете выбрать любой и самостоятельно сделать его. Если у вас нет вопросов, можете приступать к работе.
Ребята, я вижу, что вы закончили свою работу. Расскажите у кого, что получилось? Давайте подумаем, почему отпечаток вашего пальца окрасился?
Вывод: Йод довольно летучь. Это значит, что его молекулы легко покидают раствор и разлетаются в виде газа. Молекулы йода хорошо растворяются в жирах, а наши отпечатки состоят преимущественно из них. Жир впитывает в себя молекулы йода и окрашивается в коричневый цвет.
Рефлексия: кубик вопросов. Ребёнок кидает кубик и отвечает на вопрос, который выпал.
Кто считает, что здорово сегодня провёл время, давайте свои «пятёрочки».