Анастасия Яблокова
Конспект экскурсии в музей русского быта для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.
Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, игровой.
Задачи.
1. Образовательные:
-познакомить детей с историей и культурой русского народа;
-познакомить детей с музеем;
- закрепить знания детей о профессии экскурсовод;
- учить детей отвечать на поставленные вопросы;
Темочки:
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками.
2. Развивающие:
- развивать исследовательский интерес, любознательность;
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
3. Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.
-воспитывать любовь и интерес к художественному слову;
-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.
Словарная работа: изба, печь, лучина, керосиновая лампа, веретено, прялка, лыко, рубель, ухват, кочерга, чугунок, лапти, лавка.
Материалы и оборудование: макет русской печи, половики, керосиновая лампа, чугунок, макет изба, лавка, ленточка.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.
Ход занятия
Воспитатель Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:
"В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет". Мотивация детей.
Дети Это музей.
Воспитатель А вы знаете, что такое музей (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей народного быта. Педагог ведет детей в музей.
Воспитатель Прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей).
Воспитатель Правильно, вы все верно назвали. И так, в музее : нельзя кричать и шуметь, трогать экспонаты руками; нельзя перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой; по залам музея следует передвигаться бесшумно, громко разговаривать недопустимо; в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
А теперь можно отправляться в музей.
Воспитатель Ну вот мы и пришли в музей. Как много здесь разных предметов. Ребята, скажите, а кто рассказывает о предметах в музее?
Дети Экскурсовод.
Воспитатель Правильно. Экскурсовод - это человек который ведет экскурсию. Но где же он? Посмотрите, записка на столе для нас, давайте прочитаем: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами».
На столе записка от экскурсовода.
Воспитатель Ребята, может вы мне разрешите побыть в роли экскурсовода?
Дети Да.
Воспитатель Ну, тогда начнем нашу экскурсию.
Воспитатель В старину дом на Руси называли?
Дети Избой Если дети не ответили, помочь с ответом
Воспитатель Избы на Руси строили из дерева- сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Дверь-то в избу низкая, а порог, наоборот, высокий- чтобы меньше дуло и тепло не уходило.
Воспитатель В доме всего одна комната, ее называют горницей. Что занимает центральное место в избе?
Дети Печь
Воспитатель Правильно. Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.
Печь ставили посреди горницы.
О ней говорили: «Печь- всему голова».Как вы думаете, почему так говорили? Педагог обращает внимание на печь.
Дети Самая главная.
Воспитатель Голова- значит самая главная.
А почему говорили, что печь самая главная в избе? (ответы детей)
Воспитатель Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне. Как вы думаете, почему называли печь "кормилицей"?
Дети В ней готовили еду.
Воспитатель
Правильно. Она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).
А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей).
Воспитатель На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?
Дети Колобок, Гуси-лебеди, По щучьему велению
Воспитатель Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.
Воспитатель Послушайте загадку:
"Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет".
Дети Ухват
Воспитатель А вот и ухват. Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки. Педагог показывает ухват.
Воспитатель Следующая загадка:
"Без работы - холодная она,
А после работы - красна от огня"
Дети Это кочерга.
Воспитатель Верно. Вот и кочерга. Она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи. Педагог показывает кочергу.
Воспитатель Кто же еще помогал хозяйке готовить еду? Давайте отгадаем следующую загадку:
"В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке. "
Дети Чугунок.
Воспитатель Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи. Педагог показывает чугунок.
Воспитатель А кто хочет попробовать себя в роли хозяйки и поставить чугунок в печь?
Педагог помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку.
Воспитатель Отгадайте еще одну загадку:
"И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает".
Дети Это самовар.
Воспитатель За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Педагог показывает самовар.
Воспитатель
В старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за большой стол на лавки, а ночью спали на лавках. Лавки были длинные и широкие.
Воспитатель А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в одну хороводную игру, называется "Ленточка".Сейчас объясню правила игры.
Дети движутся по кругу со словами:
«Вышел (имя) погулять, стал он друга выбирать, Стал он друга выбирать, кому ленточку отдать».
Водящий в центре круга с лентой в руках, движется противоходом, говорит:
«Мне без друга в жизни туго, выходи скорей из круга», передаёт ленту другому игроку, который становиться водящим. Педагог проводит русскую народную игру «Ленточка»
Воспитатель
Отдохнули? Давайте, послушаем следующую загадку. Интересно, про что загадка?
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая».
Дети Ложка.
Воспитатель В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Педагог показывает деревянные ложки.
Воспитатель Какой же был еще интересный предмет у хозяйки. Для этого вам нужно отгадать еще одну загадку:
«В полотняной стране по реке- простыне
Плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним гладь- ни морщинки не видать».
Как вы думаете, что это?
Дети Утюг.
Воспитатель
Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились чугунные утюги. Педагог показывает утюг.
Воспитатель Дети, а отгадайте еще одну загадку:
"Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили".
Дети Лапти
Воспитатель Да, верно. Это лапти. А вы знаете из чего плелись лапти? (нет). Лапти плелись из лыка.
Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги. Педагог показывает лапти.
Воспитатель Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей).
С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.
А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Педагог показывает прялку и веретено.
Воспитатель Ребята, скажите каким способом крестьяне освещали свою избу вечерами, когда становилось темно. Электричества ведь раньше не было.
Дети Ответы детей.
Воспитатель Темными осенними, зимними вечерами крестьянская изба освещалась при помощи лучин. Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Через много, много лет появились керосиновые лампы. Педагог показывает лучину и керосиновую лампу.
ВоспитательА теперь, я предлагаю вспомнить, как жили люди раньше. Поиграем в игру "Что было, что стало". Я буду задавать вопрос, а вы отвечать на него
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).
Раньше готовили в печи, а сейчас (на плите).
Раньше спали на лавках, а теперь (на кровати).
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).
Раньше освещали избу с помощью лучины, а теперь есть электричество. Проводится игра "Что было, что стало".
Воспитатель Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей)