Мышова Светлана Николаевна
Конспект занятия «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать знания детей о лесе и уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев;
Задачи:
- формировать представления о признаках осени и называть их;
- формировать умение узнавать деревья по внешнему виду (береза, рябина)
- формировать умение определять направление ветра с помощью эксперимента;
- закреплять понятие листопад;
- развивать умения анализировать увиденное и на основе этого делать логические выводы;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Публикация «Конспект занятия „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Оборудование: веник, кора (береста, картинки изделий из бересты, салфетки влажные, дед годовик, корзинка, листочки по количеству детей.
Предварительная работа:
Беседы: «Что такое растения?», «Деревья нашего края.», «Живое не живое» «Осенние изменения в природе.», «Что такое листопад?»
Подвижные игры: «Мы осенние листочки».
Словарная работа: листопад, шуршат, падают, кружатся, берёзонька, березка, березочка.
Ход занятия : ОРГ. МОМЕНТ. (Круг широкий вижу я)
День необычный сегодня у нас:
Гостей мы приветствовать рады сейчас!
Смотрю я – вся собралась детвора -
За знаньями в путь отправляться пора
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?
Дети: (ясная)
Воспитатель: Почему?
Дети: (ярко светит солнце, нет дождя)
Воспитатель: А, вы знаете какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Воспитатель: Почему вы думаете, что сейчас осень? Кому я буду давать листочек тот и будет называть. (на деревьях листья желтеют, листья опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце светит, но не греет, идут дожди, тучи на небе серые, на улице стало холодно, люди начали одеваться теплее).
Воспитатель: Почему листья желтеют, люди начали тепло одеваться, птицы улетели в теплые края?
Дети: Потому что наступила осень.
Воспитатель: Сюрпризный момент от Деда годовика.
Прилетело письмо от Деда годовика.
Воспитатель: Ребята, что это? (Самолетик) /
- Это не просто самолетик здесь, что-то написано. (это письмо)
- А, как вы думаете от кого это письмо?
- Что нужно сделать, чтобы узнать от кого это письмо?
Дети: прочитать
Воспитатель: Это письмо нам прислал Дед годовик. А вы знаете кто такой Дед годовик?
Ответы детей: …
Воспитатель: Дед годовик - это волшебник, который управляет временами года и месяцами.
Воспитатель: Давайте вспомним какие времена года мы знаем?
Дети: Осень, зима, весна, лето.
Воспитатель: А, теперь давайте прочитаем письмо, что же нам пишет Дед годовик.
Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я, дед годовик, приглашаю вас к себе в гости. Вам нужно меня отыскать. Чтобы меня отыскать, надо к лесу вам шагать и заданья выполнять. Дальше вы по ниточке пойдете. Там подсказки вы найдете. А дорожку вам покажет мой волшебный клубок.
Итак, в путь! Желаю вам удачи!
Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычная прогулка. Мы с вами пойдём в лес по дорожке.
Воспитатель: Вы готовы? А, как мы должны вести себя в лесу?
Детям предлагается вспомнить и назвать все правила.
1. Не кричать громко.
2. Не разрушать дома животных и насекомых.
3. Не мусорить.
4. Не ломать ветки деревьев.
5. Не рвать растения.
Воспитатель: А, куда нам идти, кто нам подскажет?
Дети: нитка от волшебного клубочка.
Воспитатель: Ребята нам нужно найти клубок, а где же этот клубочек? (дети находят клубок)
Воспитатель: Сейчас, ребята становитесь парами, мы пойдём туда, куда покажет нам ниточка от клубка.
Солнечным осенним днем
Мы с друзьями в лес идём.
Вот хорошая тропинка!
По тропинке в лес пойдем
Воспитатель: Вот наша первая остановка. Дети куда мы с вами пришли?
Дети: В лес.
Воспитатель: А, что такое лес?
Дети: Лес –это дом для деревьев, кустарников, цветов, грибов, зверей, птиц, насекомых и трав.
Воспитатель: Ребята деревья, кустарники, цветы, трава это все живая или не живая природа? Почему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Послушайте, осенний лес тих и спокоен. Давайте вдохнем свежего лесного осеннего воздуха.
Д/Г «Вдох, выдох» (вдыхаем носиком, выдыхаем ротиком)
Воспитатель: Осень укрыла лес разноцветными листьями. А, что же происходит с деревьями осенью?
Дети: деревья становятся голыми, окрашиваются листья в разные цвета, опадают листья.
(Воспитатель с детьми находят конверт с подсказкой)
Воспитатель: Ребята Дед годовик оставил нам первую подсказку спрашивает: «Знаете ли вы какие деревья растут в лесу?» А, здесь Д. Г. загадал загадку.
Ответы детей….
(Отгадайте загадку).
Ствол белеет, Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, Свесив сережки.
Воспитатель: Что это ребята?
Дети: Это береза.
Воспитатель: Береза – символ нашей родины. Давайте поздороваемся с березкой, ласково обращаясь к ней.
Д/игра «Назови ласково» (берёзонька, березка, березочка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на березу, из каких частей состоит это дерево?
Дети: Корень, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: Как мы можем быстро определить, что это береза? (по стволу). Посмотрите на ствол березы. (Рассматривание ствола)
Какой он?
Дети: белый с темными пятнами
Воспитатель: Внизу ствол какой? (темный);
- Чем покрыт ствол березы? (покрыт корой) (предложить детям потрогать ствол березы);
- Какая у березы кора (морщинистая, шершавая).
Воспитатель: Верхний слой коры называется (береста).
Береста-это защитный слой дерева, она защищает дерево от воды. Повторите, как называется верхний слой коры.
Дети: Береста.
Воспитатель: Давайте рассмотрим. Береста состоит из тонких слоев. Давным-давно, когда люди еще не научились делать бумагу на бересте писали, из коры – бересты делают красивые поделки. (Показываю картинки, что делают из бересты).
Воспитатель: Черные черточки на березе называются чечевички. Повторите как называются черные черточки на березе.
Дети: чечевички.
Воспитатель: Я вам открою один секрет – через эти чечевички береза дышит.
Воспитатель: А, теперь посмотрите на землю, под ноги. Что, у дерева под землей находятся
Дети: корни берёзы. С помощью их, она удерживается на земле и питается.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какую пользу приносит береза для человека?
Дети: Листья березы очищают воздух, люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи.
Воспитатель: А, еще береза дает березовый сок? Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что нам оставил Дед годовик, что это?
Дети: Веник
Воспитатель: А, для чего этот веник?
Дети: Чтобы парится в бане.
Воспитатель: А из чего сделан этот веник?
Дети: из березовых веток.
Воспитатель: Раз он сделан из березовых веток, то какой это веник?
Дети: березовый веник
Воспитатель: А, листья с березы они какие?
Дети: Березовые.
Воспитатель: Посмотрите на березу на ней есть листочки? А почему?
Дети: нет, потому что листья падают.
Воспитатель: «А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?»
Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
Воспитатель: А, почему становится холодно.
Дети: Потому, что наступила осень.
Воспитатель: Мы справились с этим заданием?
Дети: Да
Воспитатель: Ну что, продолжаем наше путешествие. Давайте пойдем дальше и посмотрим, куда дальше нас ведет ниточка от клубка и что нам еще приготовил Дед годовик?
Воспитатель: Вот следующая остановка. (Еще одна подсказка).
Воспитатель: Дед годовик спрашивает. «Что происходит с листиками, когда дует ветер?
Дети: они летят, шуршат, падают, кружатся
Воспитатель: Д. Г. хочет, чтобы мы проверили есть ли ветер? А, давайте проверим есть ли сейчас ветер? А как мы можем проверить?
Дети: ….
Опыт с ветром:
Воспитатель: Ветер меняет направление, чтобы определить откуда дует ветер, нужно намочить влажной салфеткой палец и поднять его.
Воспитатель: Возьмите влажную салфетку и протрите палец и поднимите палец верх. Что вы чувствуете?
Дети: ….
Воспитатель: холодней всего пальцу будет стой стороны откуда дует ветер. Какой ветер?
Дети: холодный.
Воспитатель: почему ветер холодный?
Дети: потому что, наступила осень.
Воспитатель: Мы справились с этим заданием?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, нитка ведет нас дальше.
Воспитатель: А, вот еще дерево. (Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?
Дети: рябина!
Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?
Дети: На этом дереве красные ягодки.
Воспитатель: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины.
Воспитатель: А, кто любит есть эти ягоды?
Дети: Эти ягодки очень любят птицы.
Воспитатель: Что, общего у всех деревьев?
Дети: Корень, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: А, листья у деревьев одинаковые?
Дети: нет, маленькие и большие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь листочков, Д. Г. предлагает вам немножко отдохнуть и поиграть с листочками. Вы любите играть?
Дети: да
Подвижная игра: «Мы Осенние листочки.»
Мы листочки, мы листочки, мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали. Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок, все уселися в кружок.
Ветер снова вдруг подул и листочки с веток сдул.
Все листочки полетели и на землю тихо сели.
Воспитатель: Ребята посмотрите куда ведет нитка от клубка? (бугорок покрыт листвой). Дети находят сундучок с Дедом годовиком.
Дед Годовик: Ребята вы справились со всеми заданиями? Какие вы молодцы, за это вас ждет награда.
Воспитатель: Нам нужно возвращаться в детский сад и попрощаться с Дедом годовиком. Что нужно сказать Деду годовику.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Ребята где мы с вами были?
Дети: в лесу.
Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?
Дети: Деда годовика
Воспитатель: А, кто нам помог найти дорогу к нему? (Волшебный клубок)
Воспитатель: Ребята, что вы узнали нового и интересного? (Ответы детей).
Скажите ребята вам понравилась прогулка?
Что понравилось больше всего?
Дети: высказывают своё мнение.
Воспитатель: И мне понравилось, что вы были активные, отвечали на вопросы.