Людмила Лицова
Конспект викторины «Знатоки народных промыслов коми края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект викторины "Знатоки народных промыслов коми края"
Цель: Систематизировать знания детей о народных промыслах коми народа.
Публикация «Конспект викторины „Знатоки народных промыслов коми края“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Квест-игры и викторины
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Оборудование: демонстрационные доски, эмблемы, медальки, фломастеры, обереги из бересты, лапти из бересты - 10 штук, презентация "Путешествие в тундру", лыжи охотничьи - лямпы, лыжи современные, шаньги, костюм хозяйки тундры, фонограммы песен, кроссворд "Снаряжение охотника".
Ход: Выход детей (2 команды) под музыку «Чудесный лес»
Воспитатель:
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки друг другу.
Воспитатель: Дети, в наш детский сад пришло письмо. Вот оно. Давайте его прочтём. «Дорогие дети группы «цветик – семицветик», я приглашаю смелых и отважных ребят принять участие в прогулке по северной коми земле.
С уважением и надеждой скорой встречи хозяйка Тундры.
Воспитатель: Для путешествия нам надо выбрать транспорт. Скажите, а какие виды транспорта вы знаете? (автомобиль, самолёт, поезд, корабль, велосипед). Давайте действовать методом исключения (автомобиль - долго, самолёт – дорого, корабли – не везде плавают, велосипед только на близкие расстояния). Остаётся самый удобный вид транспорта для путешествий – поезд.
Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»
Воспитатель Замечательно, мы уже заняли места. Каждое купе – это наша команда. Нам необходимо разделиться на 2 команды (по 10 человек) и выбирать капитанов команд.
1 – я команда: «Йорапи»
2 – я команда: «Солнце»
В каждой команде есть ответственный, который имеет право выбора на окончательный ответ. Несколько советов дам вам перед путешествием: каждая команда может быть успешной, если быть внимательным, действовать сообща, не отчаиваться. Чтобы вам добраться до Хозяйки Тундры надо выполнить задания на станциях. Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания. Следить за игрой будет наше жюри. За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен одной фишке. Готовы команды, тогда отправляемся в путь.
Воспитатель: Ребята, скажите, благодаря чему мы, жители Республики Коми, можем наслаждаться свежим воздухом и чистой водой? (благодаря девственным лесам). Ребята, вы должны знать, как вести себя в лесу, какие это правила? Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и все закопать. Не ломать зеленые ветки и не качаться на них. Не разорять муравейники и птичьи гнезда. Не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу. Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Девственные леса коми – самые большие в Европе, вырабатывают кислород, которым дышит вся Европа, а потому наш край называют «Землей, где рождается воздух». В Республике Коми живут замечательные люди – их называют зырянами. У народа коми были свои занятия – промыслы.
1. Станция – город Ухта. Остановка на лесной поляне. «Вопрос – ответ».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие промыслы, являются традиционными для народа коми? (рыболовство, охота, земледелие, собирательство, оленеводство);
Вопросы команде «Йорапи»:
1. Как называется бескрайний лес, щедро дарящий людям нашей Республики Коми свои богатства? (ТАЙГА)
2. Какими ягодами богата Республика Коми? (МОРОШКА, КЛЮКВА, БРУСНИКА)
3. Кого коми люди выращивали (разводили) в домашнем хозяйстве? (БАРАНЫ, КОРОВЫ, ОВЦЫ, КОЗЫ)
4. Из чего делали свои сувениры, предметы быта коми люди? (БЕРЕСТА, ОЛЕНИЙ МЕХ)
5. Назовите на кого охотились люди коми? (МЕДВЕДЬ, КУНИЦА, БЕЛКА, ГОРНОСТАЙ, ГЛУХАРЬ, ТЕТЕРЕВ, РЯБЧИК)
6. Назовите орудие охоты? (СИЛКИ, КАПКАН, ПЕТЛИ, РУЖЬЕ)
Вопросы команде «Солнце»:
1. Как по – другому называют коми люди тайгу? (ПАРМА)
2. Кого коми народ назвал царем тайги? (ЛОСЯ)
3. Какими хвойными породами деревьев богата Республика Коми? (СОСНА, ЕЛЬ, КЕДР).
4. Из чего делают бумагу, мебель, изготавливают сувениры в Республике Коми? (ДРЕВЕСИНА)
5. Назовите промысловых рыб в реках и озерах Республики Коми? (НЕЛЬМА, СИГ, ХАРИУС, СЕМГА)
6. Назовите орудия труда рыболова? (СЕТЬ, УДОЧКА, ОСТРОГА)
2. Станция – город Сосногорск. «Видео – вопрос»
Воспитатель: В охотничьей среде широко использовался охотничий язык (таежный, шифрованный,когда животные не назывались своим именем, а имели описательные названия. Почему охотники не называли зверей их собственными именами? (Чтобы животные, услышав свое название, (не испугались и не убежали).
Вопросы к команде «Йорапи»:
Угадайте, какого животного называли длинный хвост: Лисицу (руч);
Какого животного называли – седой: Медведь (ош);
Черный хвост – горностая (сьодбож);
Длинная нога – лось (йора);
Вопросы команде «Солнце»:
Мягкие лапы – соболь (низь);
Плохой зверь – волк (коин);
Пятнышко – куница (тулан);
Лесная кошка – рысь (воркань).
3. Станция – город Печора. Третье задание – Художественное.
Воспитатель: Задание командам. В рисунке изобразить любой промысел, занятие людей коми. И показать другой команде для отгадки.
Воспитатель: Ребята, можете приступать к выполнению задания, где вам удобней. Или за столом, или на полу. Время выполнения задания – 5 минут.
4. Станция – город Усть – Цильма. Народные игры.
Воспитатель: Ребята, вам знакомо это изделие? Как вы думаете, из чего делают лапти? (Из бересты).
Береста – это верхний слой коры березы. Мастера нарезают из бересты полоски, из которых потом плетут лапти, короба, туеса. Но мастера не только плели лапти, а любили с ними играть в народные игры.
Проводится игра «Лапти, да лапти, да лапти мои».
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Вы не стойте у ворот,
Выходите в хоровод.
Лапти готовы?
Нет, не готовы.
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Вы не стойте у ворот,
Выходите в хоровод.
Лапти готовы?
Да,готовы.
Тогда пляшите!
Звучит музыка Н. Логинова «Марья моль». Воспитатель собирает несколько лаптей, музыка останавливается, дети поднимают лапоть с пола. Тот, кто не успел, должен его выкупить. Исполнить желание ведущего.
5. Станция – город Усинск. Шифровальщик.
Задание. Какая команда точнее расшифрует предложение с изображением коми орнамента.
6. Станция – город Воркута. «Отгадай кроссворд». Снаряжение охотника.
Вопросы:
1. Петля для ловли мелких зверьков и птиц (СИЛОК)
2. Приспособление для охоты на крупных зверей (КОПЬЕ)
3. Легкие санки (НАРТЫ)
4. Охотничья накидка (ЛУЗАН)
5. Охотничьи снегоходы (ЛЫЖИ)
6. Охотничий посох (КОЙБЕЛЬ)
Воспитатель: Ребята, сравните лыжи охотника коми и лыжи современные. Чем они отличаются? Зачем на охотничьи лыжи прибивали шкуру зверей оленей? (чтобы лыжи не скользили назад, чтобы снег не прилипал). Для чего охотнику нужен был койбель? (чтобы отталкиваться одной рукой во время ходьбы на лыжах; чтобы вторым концом койбеля - «лапаточкой» вытаскивать добычу (белок) из под снега; Расчищать место для привала.
Конкурс капитанов. Игра «Четвертый лишний». Капитанам дают по очереди карточки с изображением животных, рыб, ягод, грибов, злаков. Необходимо назвать и объяснить, что на карточке лишнее.
Воспитатель: Вот мы и приехали с вами. Наших детей встречает Хозяйка Тундры.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая хозяйка Тундры. Мы получили ваше приглашение, выполнили все задания и вот уже здесь.
Хозяйка: Мне очень приятно, что вы откликнулись на мое приглашение. Уж очень мне хотелось вас познакомить с моими владениями.
Вам ребята очень рада,
Приезжайте чаще к нам,
В память о приезде вашем
Шанежки я вам дам.
Слово предоставляется жюри.
Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяйка Тундры, за приглашение, интересные задания. А теперь давайте все вместе пить чай с шаньгами.