Дарья Масленникова
Конспект занятия в старшей группе «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старших дошкольников
Тема: «Дети войны».
Цель: формирование патриотических чувств, интереса к прошлому России.
Задачи:
• знакомить дошкольников с жизнью детей во время Великой Отечественной войны;
• обогащать лексический запас детей словами разных частей речи; развивать мелкую моторику;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, симпатию к сверстникам военных лет.
Предварительная работа: экскурсия в музей, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:
• запись песни «Священная война»;
• иллюстрации военных лет;
• заготовки для писем, простые карандаши;
• набор иллюстраций военной техники;
• видеоролик о детях-героях;
• палочки, камешки, шишки – для игры.
Ход НОД
№ Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный этап.
Ребята, вчера прошел великий праздник в нашей стране, какой? Верно, всенародный праздник 9 Мая - День Победы. Все люди нашей страны отмечали его. Что вы знаете об этом празднике?
В этот день, много лет назад, закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых; тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал Победу в тылу. Сегодня я расскажу вам о детях войны. Примерные ответы детей: 9 мая, день Победы, наши солдаты победили в этот день в войне.
2. Основной этап.
Звучит фрагмент песни «Священная война».
Когда началась война - все люди страны встали на защиту Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Горестным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага, и мужчины уходили.
Показ иллюстраций.
Женщины оставались дома. Они работали врачами, медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов, работали в поле, трудились на заводах и фабриках - изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки.
В это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине.
Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
Дети не оставались в стороне. Они помогали взрослым. Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь?
Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещения. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали.
Я хочу вам прочитать стихотворение о нашем Тагильском госпитале. Давайте внимательно послушаем и обсудим.
ТАГИЛЬСКИЙ ГОСПИТАЛЬ.
Год 1943. Тагильский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка : "Господи.
До чего же артисты махонькие. "
Мы шагаем палатами длинными,
Мы почти растворяемся в них,
С балалайками, С мандолинами
И с большими пачками книг.
Что в программе? -
В программе - чтение,
Пара песен военных, правильных.
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и волнением.
Мы вошли. Мы стоим в молчании,
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гриша отчаянно:
"Объявляю начало концерта!"
А затем, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О военном поём, о священном,
Так, как мы это всё понимаем.
Мы поём.
Только голос лётчика раздаётся
И в нё м укор:
"Погодите, постойте, хлопчики.
Погодите.
Умер майор.
Балалайка всхлипнула горестно,
Торопливо, будто в бреду,
Вот и всё о концерте в госпитале
В том тяжёлом, военном году.
Ребята, о чем это стихотворение? Как вы считаете, для чего дети ходили с выступлениями в госпитали к солдатам?
Верно. Трудились дети и на заводах : помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми.
Показ иллюстраций.
Как вы думаете, легко им было?
Да, дети очень уставали. Бывало, кто - то засыпал около станка, но они понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. А вечером, вместе с взрослыми, дети патрулировали улицы городов, смотрели, как затемнены окна, чтобы фашистские самолёты не могли сбрасывать бомбы на мирных жителей. А после налётов вражеской авиации гасили на крышах домов зажигательные бомбы, чтобы не было пожаров.
А ещё, своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?
Я предлагаю вам сесть за столы и тоже написать письмо. Но для начала, давайте, мы с вами немного отвлечёмся и проведем физминутку. Дети слушают военную песню, просматривают иллюстрации.
Ответы детей: помогали взрослым, учились.
Ответ детей: больница.
Дети слушают стихотворение.
Ответы детей: ребята ходили в больницы, чтобы ободрить солдат.
Ответ детей: нет.
Ответы детей: что скучают, любят, ждут, желают победы.
Дети занимаются физминуткой.
Физминутка
Хорошо! Теперь возьмите приготовленные листы бумаги и по точкам обведите буквы.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось: «Спасибо за победу».
Молодцы! А теперь давайте сделаем настоящий конверт.
Во время войны дети помогали партизанам.
Вспомните, кто такие партизаны?
Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении. Как они это делали? Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли: это было очень опасно. Помощники партизан придумали военную хитрость. Как вы думаете, дети, какую хитрость они придумали?
Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка - три пушки. Шишки - это танки. Пять шишек - это сколько танков?
Правда, здорово придумали? Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне.
Хотите тоже побывать в роли разведчиков? Давайте поиграем с вами в игру «Юные разведчики».
Мы поделимся на 2 команды. Ваша задача посчитать солдат, выяснить количество танков, пушек и оставить сообщение своему командиру, т. е. воспитателю, на столе, на котором приготовлены палочки, камушки и шишки.
Молодцы, ребята. Как вы думаете, во время войны дети учились в школе?
В трудное военное время дети продолжали учиться. Было очень трудно. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами.
Родина не забывала своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почётные звания, прежде всего звание Героя Советского Союза.
А теперь давайте посмотрим видеоролик о детях – героях.
Просмотр видео.
Ребята, как вы считаете, эти ребята проявили настоящее мужество в это тяжелое для всех время? Вы гордитесь, что у нас такой мужественный и сильный духом народ?
Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.
Дети выполняют упражнение на мелкую моторику рук.
Ответы детей: народное сопротивление.
Предположения детей.
Ответ детей: 5 танков.
Дети играют в разведчиков.
Ответ детей: да.
Дети смотрят видеоролик.
Дети делятся своими мнениями после просмотра видеоролика.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
Пусть наши дети подрастают
И в военные игры только играют.
Пусть будет мир на всей Земле
«Да» - скажем миру!
«Нет» - войне!
Наша встреча подошла к концу, расскажите о ней своим близким и друзьям. Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Дети делятся своими впечатлениями от занятия.