Максимова Ульяна Алексеевна
«Правописание — тся, ться». Конспект урока по русскому языку в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход урока
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Сегодня на уроке русского языка вас ждёт ваша любимая тема. А о чем мы с вами поговорим, попробуйте догадаться сами.
Слайд 1. (фото 1) на доске.
– А вы можете сформулировать тему урока? О чем мы будем говорить? (ответы детей)
- А может быть кто то знает, в каких случаях пишем на конце «ца?» (у существительных, а у глаголов? (ться). Так вот ребята, вы наверно знаете, что написание у глаголов тоже может быть разным, ТЬСЯ и ТСЯ. А вот от чего оно зависит, мы и попробуем с вами разобраться. (Прикрепляю карточки на доску)
Вашей задачей будет в конце урока написать эти слова у себя в тетрадочке, правильно подобрав окончания слов. А пока, давайте начнем разбираться.
- Для этого, откроем свои тетрадочки и запишем число, классная работа.
(Пишу на маркерной доске) Двенадцатое февраля, классная работа. А начнем мы с вами с минутки чистописания. Посмотрите на доску. Перед вами стихотворение. Кто хочет его прочитать? (один читает).
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
О чем говорится в стихотворении? (о мухоморе) Я прошу вас обратить внимание на выделенные слова. Какой частью речи они являются? (глаголы) -А Что такое глагол? (часть речи, обозначающая действие предмета…
Давайте еще раз взглянем на эти слова, Что вы здесь видите интересного? (оканчиваются на тся, ться) Почему? Можем мы с вами прямо сейчас ответить на вопрос? (нет) – значит это и нужно изучить на уроке. Спишите себе в тетрадь без ошибок это четверостишие.
-Для того чтобы решить задачи урока и понять в каких случаях пишется ь, а в каких нет мы с вами проведём небольшое исследование.
- работать будем в парах. У вас на парте карточка, на которой напечатаны слова. Разделите их на 2 группы, запишите в 2 столбика эти слова. (кусаться, кусается, купаться, купается, стараться, старается)
-Прочитай, …., что у тебя получилось в 1 столбике, а во втором? Есть те, у кого по-другому? А почему так? По какому принципу распределяли слова? (мягкий знак) а есть еще что то? Давайте попробуем задать вопрос к глаголам? Задай вопросы к первой группе глаголов? (что делать, ко второй группе? (что делает) открываю фото 3
Что делать? Что делает?
Кусаться Кусается
Купаться Купается
Стараться Старается
Итак, какой вывод можно сделать, от чего зависит написание Ь? Давайте попробуем сформулировать правило? (Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.) – пару человек спросить
Давайте потренируемся применять это правило на практике. У меня есть словосочетания, нужно попробовать верно их записать, пользуясь правилом. Кто хочет попробовать у доски?
-Умываться по утрам, собираться в школу, учиться на отлично, закрывается в комнате, занимается в спортзале, убирается в комнате
(Каждый выходит, вытягивает, пишет на доске, задает вопрос, подчеркивает). Молодцы! Начинает проясняться в голове?
Открыть фото 3
Так вот ребята. Я хочу обратить ваше внимание на еще один способ, с помощью которого можно определить написание окончания глаголов.
1 столбик- (что делать) – эти глаголы стоят в начальной форме, или по другому ИНФИНИТИВ, на конце пишется Ь
2 столбик – (ОН что делает) В каком лице стоят глаголы? Давайте вспомним лица. Я, ты, он? 3 лицо. Так вот ребята, если глагол стоит в 3 лице - Ь не пишется
Давайте попробуем пользуясь этим правилом записать верно словосочестания:
Поднят….ся в горы, комар кусает…ся, греет….ся на солнышке, костёр разгорает….ся, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, можно ошибит….ся, занавес опускает….ся.
Пришло время подытожить все сказанное и записать правило в красную рамочку. Пишу на доске:
Сущ. –ЦА.
Гл. 1) ТЬСЯ – н. ф. что делать? 2)ТСЯ - 3 лицо, что делает?
Обведите в красную рамочку правило.
Давайте вернемся к нашему фото 1, и попробуем, пользуясь этим правилом разобраться в написании слов. Открыто фото 1. Напишите у себя в тетрадочке эти слова.
Ну что ж ребята, наш урок подходит к концу. Я прошу вас нарисовать лестницу успеха на полях и сдать мне тетрадочки после звонка. А пока, запишем домашнее задание. На дом будет задана карточка. Там 3 уровня. На оценку «3» нужно сделать 1 уровень, на оценку «4» - 2 уровня, на оценку «5» - 3 уровня. Карточки я сейчас выдам.
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать) не учит…ся.
За всё (что делать) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение -….
Допускать ошибки -…
Он испытывает радость- …