Ольга Лютикова
Основы религиозных культур и светской этики. Конспект урока в 4 классе «Добро и зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Лютикова Ольга Александровна
Место работы: ГБОУ № 620 «Росток» Центрального района
Санкт-Петербург
Должность: учитель начальных классов
Подробный конспект урока.
Тема урока
Добро и зло.
Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»
Класс 4 класс
Федеральный округ России Российская Федерация
Город/поселение Санкт-Петербург
Методическая информация
Тип урока
Публикация «Основы религиозных культур и светской этики, Конспект урока в 4 классе „Добро и зло“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Урок получения новых знаний
Цель урока
Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .
Задачи урока
1. Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
2. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока 3. Учащиеся познакомятся с новыми понятиями морали «добро» и «зло», научиться различать морально добрые поступки от аморальных.
Необходимое
оборудование и материалы 1. Компьютер, проектор,
2. «Основы светской этики» 4-5 классы : учебное пособие для общеобраз. учр. - М. :Просвещение, 2010
3. Интернет-источники.
4. Печатный раздаточный материал.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
1. Организационный момент – важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка:
- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да.) Садитесь, пожалуйста. У нас есть волшебные слова.
Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке :
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы поведения – Этики. Нашими помощниками будут: знания и товарищи.
Ход и содержание урока
Слайд 4
Обсудим проблему
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» ….
Конфуций
Ответы детей на поставленные вопросы.
Согласны ли вы с автором?
Как бы вы смогли ответить на вопрос, который Некто задает?
Это только начала высказывания. Что попытаться ответить на вопрос прочитаем притчу! (на карточке)
Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё : - Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.
Слайд 5.
Что значит делать добро?
Как вы думаете, есть ли добро общее, применимое ко всем?
В чем оно заключается?
Работа в группах: каждая группа даёт свои ответы. Идет их обсуждение.
Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
Прочитайте как звучит высказывание:
Слайд 6.
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Конфуций
Как вы понимаете это высказывание?
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями. Думаю, что вы догадались с какими. (Это добро и зло)
Работа со глоссарием (моё понятие – научное понятие) – слова «добро» и «зло». Зачитываются и разбираются несколько понятий.
Физкультминутка. (Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд» «Если добрый ты»
Работа с учебником.
1. Самостоятельное чтение статьи.
2. Работа по группам:
1-ая гр. – понятие добра;
2-ая гр. – понятие зла.
Каждая группа готовит сообщение по памяткам:
1-ая группа.
Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?
Что такое добро?
Как должен делать человек добрые поступки?
2-ая группа.
Нужно ли знать человеку, что такое зло?
Что такое зло?
Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
Выступление учащихся.
Слайд 7.
Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик –семицветик»
https://www.youtube.com/watch?v=mOSX-Kk5www
(Останавливается на моменте, когда мальчик встает со скамейки и уходит, а девочка смотрит на цветок, концовка не показывается)
-Вспомните на что тратила девочка лепестки?
-Какое было последнее желание?
- Задумалась ли девочка над этим своим последним желанием?
- Последнее желание можно отнести к понятию добра или зла? Почему?
Просмотр концовки мультфильма.
- Какой вывод можно сделать? (Добро должно быть бескорыстным! На слайде появляется высказывания философов)
Проверка и оценивание ЗУНов
Найди свою половинку (составление пословиц о добре и зле) с последующей проверкой. (возможен таймер (раздаточный материал)
Поверка Слайд 8
В кривом глазу и прямое криво.
Взял с сердцем, так и ешь с перцем.
Во зле жить - по миру ходить.
Гнев - человеческое, а злопамятство - дьявольское.
Доброе дело и в воде не тает
Доброму добрая память.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Ласково слово многих прельщает.
Слайд 9
А теперь давайте посмотрим очень добрый мультфильм «Просто так»
https://www.youtube.com/watch?v=y-I95oyBjxg
Рефлексия деятельности на уроке
Для оценки урока предложила смайлики
Домашнее задание
Задание даётся на выбор.
1. с 13, вопросы и задания.
2. Занести в таблицу все добрые и злые поступки окружающих. Сделать сравнительный анализ.
3. Придумать сказку о добре и зле.
4. Нарисовать добро и зло.
Дополнительная необходимая информация Методическая цель урока – это создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проведение нетрадиционных уроков.
На уроке используется кейс-технологии (работа в группах). Состав групп можно менять для различных заданий. Задания различного характера.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) Уч. пособие «Основы светской этики», дидактический материал с Интернета. Песня Бориса Савельева, Михаила Пляцковского «Если добрый ты», отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик», мультфильм «Просто так»