Ершова Светлана
Конспект урока по информатике для 7 класса «Графический редактор. Растровые рисунки»
«Информатика. 7 класс»
Цели урока :
1. Познакомить учащихся с понятием растровых изображений.
2. Научить основам работы в растровом графическом редакторе.
3. Сформировать представление о пикселях, разрешении и форматах растровых изображений
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
• Приветствие.
• Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Вопросы для беседы:
• Какие виды графики вы знаете?
Публикация «Конспект урока по информатике для 7 класса „Графический редактор, Растровые рисунки“» размещена в разделах
- Информатика. Уроки информатики
- Рисование в графических редакторах. Paint
- Рисование по лексическим темам. Конспекты
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
o Растровая (состоит из пикселей, например, фотографии).
o Векторная (состоит из геометрических объектов, например, логотипы, схемы).
o Фрактальная (создается по математическим алгоритмам, например, узоры в природе).
• Где встречаются растровые изображения?
o Фотографии (в телефоне, на сайтах, в соцсетях).
o Рисунки и скриншоты в интернете.
o Отсканированные документы и картины.
o Текстуры в компьютерных играх.
• Чем отличается растровая графика от векторной?
o Растровая : при увеличении теряет качество (видно пиксели).
o Векторная: масштабируется без потери четкости.
• Какие графические редакторы вы знаете?
o Для растровой графики : Paint, Photoshop, GIMP.
o Для векторной: CorelDRAW, Inkscape.
• Как вы думаете, почему фотографии чаще сохраняют в формате JPG, а логотипы – в PNG или SVG?
o JPG подходит для фото из-за сжатия, но теряет качество.
o PNG сохраняет четкость и поддерживает прозрачность.
o SVG (векторный) – для логотипов, чтобы масштабировать без потерь.
3. Объяснение нового материала (15 мин)
1) Понятие растровой графики
Основные характеристики
• Пиксель (от англ. picture element) – это минимальный элемент растрового изображения, маленькая точка, имеющая свой цвет.
• Сетка пикселей – изображение формируется из множества пикселей, расположенных в строках и столбцах (как мозаика).
• Цвет пикселя определяется числовым кодом (например, в формате RGB – красный, зеленый, синий).
2. Где используются растровые изображения?
• Фотографии (цифровые снимки, селфи).
• Сканированные изображения (документы, картины).
• Рисунки и скриншоты (созданные в Paint, Photoshop).
• Текстуры в играх и дизайне (фон сайта, обои для рабочего стола).
3. Плюсы и минусы растровой графики
Преимущества Недостатки
Реалистичное изображение (фото) Большой размер файла
Простота создания и редактирования Потеря качества при увеличении (пикселизация)
Поддержка сложных эффектов (тени, градиенты) Трудности с масштабированием
4. Наглядный пример
Практическое задание:
1. Откройте любое фото в графическом редакторе (например, Paint).
2. Увеличьте его в несколько раз (500% или более).
3. Что наблюдаете? – изображение распадается на квадратики (пиксели).
Вывод: Растровая графика идеальна для работы с реалистичными изображениями, но требует аккуратного обращения с размерами и разрешением.
2) Характеристики растровых изображений
• Разрешение – количество пикселей на единицу длины (например, 300 dpi – точек на дюйм).
• Глубина цвета – количество бит для кодирования цвета одного пикселя (1 бит – ч/б, 8 бит – 256 цветов, 24 бита – TrueColor).
• Форматы файлов:
o .jpg (фотографии, сжатие с потерями)
o .png (прозрачность, сжатие без потерь)
o .bmp (без сжатия, большой размер)
3) Графические редакторы
• Простые: Paint, Paint.NET
• Профессиональные: Adobe Photoshop, GIMP
4. Практическая работа (15 мин)
Задание: Создать простой рисунок в Paint или другом редакторе.
1. Открыть графический редактор.
2. Нарисовать домик с солнцем, используя инструменты:
o Кисть
o Заливка
o Линия
3. Сохранить в формате. png и. jpg, сравнить размеры файлов.
5. Подведение итогов (5 мин)
• Что такое пиксель?
• Какие форматы растровых изображений вы знаете?
• Чем отличается. jpg от. png?
6. Домашнее задание (3 мин)
• Учебник: § (указать номер параграфа).
• Найти и сохранить три изображения в разных форматах, записать их размеры.
Рефлексия
• Что было самым интересным на уроке?
• Какие возникли трудности?