Кристина Нербышева
Конспект урока музыки в 4 классе «Музыкант из Желязовой Воли»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкант из Желязовой Воли
Цели: ознакомить учащихся с профессиональным музыкальным творчеством Фредерика Шопена; помочь различить настроения, чувства и характер, выраженные в музыке; анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений; развивать общий кругозор; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: портрет Ф. Шопена, изображения «Танец краковяк»
Музыкальный материал:
Публикация «Конспект урока музыки в 4 классе „Музыкант из Желязовой Воли“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», II и III часть (фрагменты)
2. С. Ранда – «Листопад»
Ход урока
Учитель: Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок! (музыкальное приветствие) Здравствуйте! На сегодняшнем уроке мы познакомимся с польской музыкой. В польской музыке, как и в музыке народов любой страны, собрано только хорошее, ценное, доброе, что есть в народе. В этом её воспитательное и эстетическое значение: уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам. Мировое признание польской музыке принесло творчество Фредерика Шопена, пианиста и композитора XIX века. Он расширил выразительные возможности игры на фортепиано. Вся непродолжительная жизнь Ф. Шопена неотделима от жизни родной Польши – ее истории, культуры, народных обычаев. Шопен родился в маленьком доме в Желязовой Воле, близ Варшавы. Дом стоял в парке, около реки, и в доме часто проводились музыкальные вечера, тогда фортепиано выносили из дома и ставили под елью, слушатели располагались под открытым небом. Такие вечера проводятся и сейчас, в этом доме располагается музей Шопена. Очень рано проявились музыкальные способности Фредерика. С 8 лет он уже выступал в концертах. Он окончил Варшавский лицей и поступил в Высшую школу музыки. Шопена не привлекали крупные музыкальные формы: он не сочинял ни опер, ни симфоний, ни концертов. В двадцатилетнем возрасте он написал «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром», состоящий из трех частей. Ребята, а что такое концерт как музыкальный жанр?
(Концерт – это музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра)
Учитель: Молодцы! Сейчас вы услышите вторую часть концерта Ф. Шопена. Подумайте, какие чувства композитора заложены в этой музыке.
Слушание: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», II часть (фрагмент)
Учитель: Какие чувства композитора заложены в этой музыке?
(нежность, трепетность, мечтательность, легкость и т. д.)
Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих инструментов главный?
(Ответы учащихся)
Учитель: Главенствующая роль отдана партии фортепиано. На долю оркестра приходится скромный аккомпанемент в виде гармонической поддержки. Каким настроением пронизана музыка?
(светлым, добрым)
Учитель: Что вы представляете, слушая эту музыку?
(Ответы учащихся)
Учитель: Сквозь музыкальную мысль действительно «слышатся» голоса природы – шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели.
Слушание небольших фрагментов: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», II часть
Учитель: Как бы вы охарактеризовали мелодию?
(певучая, ласковая, протяжная, воздушная)
Учитель: Какой ритм и темп?
(спокойный, умеренный)
Учитель: Скажите, есть ли в этом музыкальном фрагменте динамическое развитие?
(да)
Учитель: Каково оно?
(Ответы учащихся)
Учитель: Ребята, вторая часть «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» Фредерика Шопена очень мечтательна, загадочна и красива. А сейчас послушайте III часть этого музыкального произведения. Определите, будет ли характер этого музыкального фрагмента схож с характером музыки, прослушанной нами раннее.
Слушание: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», III часть (фрагмент)
Учитель: Какой характер этой музыки? Похожа ли она на звучавшую ранее?
(нет, она более резвая, веселая, игривая)
Учитель: Какие образы возникали в вашем воображении при прослушивании III части?
(праздник, веселье, торжество и т. д.)
Учитель: Действительно, слушая эту музыку, можно представить картину народного гулянья. С помощью каких наиболее ярких средств музыкальной выразительности композитором передается эта праздничная атмосфера?
(резвый ритм, скачкообразная мелодия, быстрый, озорной темп)
Слушание небольшого фрагмента: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», III часть (фрагмент)
Учитель: Как вы охарактеризуете мелодию?
(она веселая, игривая)
Учитель: Основная мелодия, и правда, очень энергичная, яркая, бодрая с четкими акцентами, что явно в духе народных жанров: песен, танцев. Главной темой III части «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» Ф. Шопена стал краковяк (название произошло от польского города Краков) – популярный польский народный танец, который исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой. Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично. В танцах воспеваются молодые краковские парни. В танце обычно четное количество пар, а музыка исполняется под народные инструменты.
Просмотр изображений: польский народный танец «Краковяк»
Учитель: Вот так Фридерик Шопен выразил свое отношение к родной стране Польше и ее культуре. Радостный характер, богатство фортепианных красок, виртуозная эффектность – все это определяет праздничный тон финала «Концерта для фортепиано с оркестром № 1». Поэт Борис Пастернак выразил восхищение музыкой Шопена в следующий строках:
«…В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды».
Как вы думаете, музыка какой части «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» созвучна этим стихам?
(II части)
Учитель: Аргументируйте свой выбор!
(Ответы учащихся)
Учитель: Действительно, вы правы. Почти сразу после написания своего концерта, осенью 1830 года Шопен покинул Варшаву и уехал в Париж. Через 10 лет пребывания в Париже на Шопена обрушиваются один за другим удары судьбы. Здоровье его резко ухудшилось и в 39 лет композитора не стало. Его родная сестра Людвика выполнила его последнюю волю: отвезла на родину его сердце, которое и поныне покоится в Варшавском Костеле Святого Креста. Ребята, а как вы считаете, мог ли вот эту мелодию написать Фридерик Шопен?
Наигрывание припева песни: С. Ранда – «Листопад»
(нет)
Учитель: А почему?
(потому что мелодия незамысловатая, ее легко запомнить, эта музыка похожа на песню)
Учитель: Давайте послушаем это музыкальное произведение от начала до конца. Подумайте, каким настроением пронизана эта музыка?
Исполнение учителя: С. Ранда – «Листопад»
Учитель: Какое настроение этой музыки?
(веселое, солнечное)
Учитель: В каком жанре написано это музыкальное произведение?
(это песня)
Учитель: Эту прекрасную песню под названием «Листопад» написала современный композитор Светлана Михайловна Ранда из города Новосибирска, пишущая музыку для детей. Среди ее творений песни: «Краски лета», Русский медвежонок», Учительница первая моя», «Чудесный лес», «Школьный праздник» и другие. О чем говорится в песне «Листопад»?
(о прелести осени, ее красочности, яркости)
Учитель: Эта песня называется «Листопад». И в такой немного хмурый день она способна всем нам поднять настроение. Давайте разучим эту красивую песню!
Разучивание: С. Ранда – «Листопад»
Основные задачи:
1. следить за точностью исполнения мелодии и ритмического рисунка;
2. обратить внимание на дикцию;
3. разучивать и исполнять в веселом, задорном, озорном характере.
Исполнение учащихся: «Листопад»
Учитель: Ребята, какие музыкальные произведения звучали сегодня на уроке?
(«Концерт для фортепиано с оркестром № 1»)
Учитель: С творчеством какого композитора мы с вами познакомились?
(Фредерика Шопена)
Учитель: Какую песню разучили и исполнили?
(«Листопад»)
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами обращались к двум абсолютно разным музыкальным произведениям, но каждое из них по-своему прекрасно. Слушайте больше подобной музыки и тогда кругозор ваших музыкальных пристрастий несомненно расширится. Наш урок окончен! До свидания!