Татьяна Загуменнова
Конспект урока биологии для 5 класса по теме «Эксперимент в биологических исследованиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок № 7
Тема урока : Эксперимент в биологический исследованиях.
Тема урока : Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа. «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»(оценочная)
Публикация «Конспект урока биологии для 5 класса по теме „Эксперимент в биологических исследованиях“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Цель урока :дать определение эксперименту, изучить основные этапы эксперимента, выявить взаимосвязь эксперимента и наблюдения.
Задачи:
Личностные: готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; овладение основными навыками исследовательской деятельности.
Метапредметные: устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других.
Предметные: выполнять практические работы и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов); применять методы биологии : проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов; владеть приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке
Тип урока : комбинированный
План урока
1. Орг. момент
2. Актуализиция знаний
3. Изучение нового.
4. Первичное закрепление (лабораторная работа)
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний.
• Что такое метод?
• Какие методы исследования в биологии вы знаете?
• Что такое наблюдение/измерение? Приведите пример.
Сегодня мы познакомимся с еще одним методом это эксперимент.
Тема урока «Эксперимент в биологический исследованиях»
3. Изучение нового
Как вы думаете, что такое эксперимент?
Эксперимент – это исследование, проводимое в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как эти условия влияют на объект или явление (от лат. экспериментум - проба, опыт).
Эксперимент - более сложный, практический метод, чем наблюдение. С его помощью учёные подтверждают или опровергают свои научные предположения - гипотезы. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Обычно научное исследование начинается с наблюдения за объектом или явлением. После анализа и обобщения данных, полученных в результате наблюдений, выдвигаются гипотезы (предположения, которые могут их объяснить. На следующем этапе исследования разрабатывают и проводят эксперименты для проверки выдвинутых гипотез. Научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента одним (и только одним) фактором. Анализ результатов эксперимента позволяет решить, какая из гипотез верна. Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам, может стать теорией или законом. Называя какое- либо положение законом, учёные как бы подчёркивают его универсальность, неоспоримость, большую достоверность.
Посмотрите на экран
4. Закрепление.
Лабораторная работа :
Тема :«Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»
Цель: изучить лабораторное оборудование и правила работы с ним в школьном кабинете. Ознакомиться работой увеличительных приборов: лупа и световой микроскоп.
Материалы и оборудование: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки, лупа, световой микроскоп.
Ход работы.
1. Рассмотрите предметы на столе.
2. Заполните таблицу
3. Прочитайте текст и заполните таблицу
Биологи, которые изучают мелкие и удалённые объекты, пользуются увеличительными приборами — лупами, микроскопами, биноклями. Главные части этих приборов — увеличительные стёкла, или линзы
Лупы
Лупы— приборы для рассматривания небольших объектов, плохо различимых невооружённым глазом, например мелких насекомых и червей, а также частей растений: цветков, волосков на листьях.
Лупа представляет собой одно увеличительное стекло (линзу) в оправе и даёт увеличение в 2–20 раз. Лупы бывают ручными и штативными. Ручную лупу при разглядывании объекта держат в руке, а в штативных лупах увеличительные стёкла закреплены на специальной подставке — штативе.
Микроскопы
Микроскоп— прибор для получения увеличенных изображений очень мелких объектов, не видимых невооружённым глазом.
Первые простейшие микроскопы состояли всего из двух линз, а сложные современные модели — из нескольких линз, расположенных одна над другой.
Микроскопы бывают световыми и электронными. В световом микроскопе рассматриваемый объект освещается потоком света — обычно от специальной лампы или наведённым с помощью встроенного зеркала. Световой микроскоп даёт увеличение в десятки, сотни и даже тысячи раз (в 3600 раз). С его помощью можно рассмотреть отдельные клетки многоклеточных организмов, например клетки крови; одноклеточные организмы — водоросли, простейших, бактерии; пыльцу и споры растений и др.
В электронном микроскопе вместо светового потока используется поток мельчайших элементарных частиц — электронов, благодаря чему можно получать изображение, увеличенное в 1–2 млн раз. С помощью этого прибора можно рассматривать не только клетки, но и их части и даже вирусы и крупные биомолекулы.
4. Сделайте вывод ответив на вопрос: Какое оборудование и измерительные приборы используются в кабинете биологии.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание.
П. 6.- учить. Распечатать и вклеить в тетрадь памятку.