галина Зубко
Конспект тематической прогулки в средней группе «Муравьиною тропой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания и представления о муравьях как о насекомых.
Задачи:
1. Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу
3. Развивать эмоциональную отзывчивость
4. Активизировать и обогащать словарь
Оборудование:
Публикация «Конспект тематической прогулки в средней группе „Муравьиною тропой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Муравьи. Конспекты прогулок и наблюдений
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Средняя группа
- Темочки
Камни с цифрами, фигурки муравьев : фуражир, солдат, строитель, «заколдованный муравей»; макет муравейник из гипса; экологический знак «Не разоряйте муравейники», обручи.
Предварительная работа:
Просмотр фильма «Кого пасут и доят муравьи»,
Наблюдение за муравьями на прогулке
Чтение и обсуждение произведения В. Бианки «Приключения муравьишки»,
просмотр и обсуждение мультфильма «Путешествие муравья».
Ход прогулки:
При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Собачка, интересно что же она нам принесла?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Ребята, это письмо для вас. Хотите узнать, от кого оно?
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)
Воспитатель: Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!
«Дорогие ребята группы «Ромашка», как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар. Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней.» Ребята, поможем муравьишке?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да-Нет».
Муравей это птица?
Муравей такой большой?
Муравей маленький?
Дом муравья это нора?
У муравья четыре лапки? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, давайте обобщим: Муравей - маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три : голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья. Какая первая цифра?
Дети: Один.
Воспитатель: Нашли камушек с цифрой один? (рядом с цифрой сидит муравей)
Воспитатель: Смотрите ребята, кто это у нас тут?
Дети: Муравей!
Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал, что он муравей- «фуражир».Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»? (предположения детей)
Воспитатель: Фураж –это зерно, которым кормят животных. (ответы детей)
Воспитатель: Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)
Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав, сок растений, грибы и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу, а мы пойдем дальше, какая у нас следующая цифра?
Дети: Два!
Воспитатель: Вот он камушек с такой цифрой. Еще один интересный муравей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за профессия у этого муравья? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей – солдат, он охраняет муравейник от других насекомых, захватывает новые территории. А как вы думаете, от кого муравей защищает своих товарищей? Кто в лесу питается муравьями? (ответы детей)
Воспитатель: Муравьев очень любят есть ежики, птицы, например, дятел или синичка, и даже такой большой зверь, как медведь, любит полакомиться муравьями, он засовывает лапу в муравейник, и когда на ней оказывается много муравьев, слизывает их. Идем дальше к следующей цифре.
Воспитатель: Вот он камушек с цифрой три, а радом муравей в каске… Какая же у него профессия? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей строитель. Что же он строит?
Дети: Муравейник!
Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои дома муравьи? (ответы детей)
Воспитатель: Да, из веточек, иголочек, кусочков коры. Муравьи очень много работают, и почти никогда не спят, у них на все хватает сил. Чтоб нам с вами тоже хватило сил давайте сделаем специальную «муравьиную зарядку» :
Физкультминутка
Муравьишка потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три- присел,
Четыре - встал,
Руки в стороны развел,
Ничего он не нашел,
Чтобы веточку достать
Надо на носочки встать.
(Движения по тексту)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я вижу муравейник! Давайте подойдем и посмотрим….
Воспитатель: Смотрите, сверху муравейник покрыт иголочками и веточками, такое покрытие защищает его во время плохой погоды. Хотите посмотреть, как устроен муравейник внутри?
В муравейнике есть входы, чтобы можно было в него попасть и жителям, и свежему воздуху.
Самая верхняя комната, называется «солярий», муравьи туда заходят погреться весной.
А вот в этой комнате организовано «зернохранилище», сюда муравьи-фуражиры приносят найденное зерно.
Гусениц и другую добычу муравьи хранят в специальной «мясной кладовке».
А что же это у нас такое зелененькое в этой комнате? (предположения детей)
Воспитатель: Это «коровник», тут муравьи содержат тлю. Они очень любят сладкое молочко тлей, которое называется «падь», поэтому ухаживают за этими насекомыми, охраняют их и на зиму приносят в муравейник, чтоб они не замерзли.
А это «зимняя спальня», здесь муравьи собираются в кучку, закрывают все входы и спят до весны.
Есть в муравейнике и «детский сад»,где содержатся яйца, личинки и куколки.
Ребята, как вы думаете, легко ли маленьким муравьям построить такой большой и сложный дом? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, им очень сложно, у них на это уходит очень много времени и сил. Поэтому нельзя разорять муравейники. Даже есть такой специальный знак, давайте его поставим рядом с нашим муравейником (Установка экологического знака).
Воспитатель: Ребята, нам же надо спасти муравьишку, у нас остался последний камушек с цифрой четыре. Вот и он, а это что за странное существо рядом?
Воспитатель: Да, это и есть наш заколдованный муравей, мы можем его расколдовать и убрать все лишнее. Что у него не так? (по мере ответов детей лишние части убираются)
Дети: Восемь лап вместо шести (закрепляем, что у всех насекомых шесть лап)
Не должно быть перьев (проговариваем, что перья только у птиц)
Лишняя часть (напоминаем, что у муравья три части : голова, грудь и брюшко)
Крылья (Объясняем, что на самом деле можно встретить муравьев с крыльями : это будущие королевы которые вылетели из гнезда чтоб найти жениха и место под новый муравейник, потом они эти крылья себе отгрызают. Но раз наш муравьишка не королева, крыльев у него не может быть.)
Воспитатель: Ура, ребята! Мы спасли муравьишку и так много сегодня узнали про жизнь муравьев. Давайте вспомним, что интересного и нового мы про них узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, муравьишка предлагает поиграть в его любимую игру «Муравьи и дождик», хотите поиграть?
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей»