Сафронова
«Прогулка по осеннему лесу». Конспект тематического занятия по музыкальному развитию дошкольников в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.
(подготовительная группа)
р. п. Мишкино 2022 г.
Тема занятия: «Прогулка по осеннему лесу»
Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые и ИКТ.
На занятии используется интерактивная доска Smart, которая позволяет сделать занятие более интересным для детей.
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности, используя интерактивную доску SMART-Board,
Задачи:
Обучающие:
- научить детей пользоваться SMART-доской, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
-продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями П. И. Чайковского из цикла «Времена года.
Развивающие:
-развивать мелодический, ритмический слух и коммуникативные качества;
-закреплять умение детей петь сразу после вступления;
-исполнять песни легким звуком, свободно, выразительно;
-упражнять детей в чистом интонировании мелодии;
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
-обогащать эмоциональный мир детей.
Предварительная работа: Беседы с детьми, чтение рассказов на осеннюю тематику, рассматривание картин, иллюстраций, чтение и заучивание стихов об осени. Разучивание песни «Осень» (сл. В. Семернина, муз. А. Арутюнова, работа с ритмическими карточками, игра ритмических формул на детских музыкальных инструментах. К занятию подготовить интерактивную ритмическую игру «Встречи в осеннем лесу».
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети, я очень рада встрече с вами в этот теплый, осенний день.
Реб. Как красива наша осень,
Листья золотом горят.
Ветер листики срывает
И они летят, летят…
Музыкальный руководитель: Ребята, а где можно увидеть все краски осени?
Ответы детей: на картине, на улице, в парке, в лесу…
Музыкальный руководитель: Да, лес очень красив осенью. Среди яркой зелени уже заметны жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют все дорожки. Птицы осенью улетают в тёплые края. Лесные жители готовятся к долгой холодной зиме. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь. Мы немножко поиграем и дождинки посчитаем.
(Речевая игра со звучащими жестами «Листопад»)
Громко: Осень! Осень! Листопад! – ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. – щелчки пальцами.
Тихо: Листья рыжие шуршат – трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! – качают руками.
Громко: Дождь, дождь, дождь с утра – хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора. – легкие прыжки на месте.
Тихо: Дождик, нас не поливай, – грозят пальцем.
Лучше капельки считай. – стучат пальчиком одной руки по ладошке другой руки.
Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в осенний лес на прогулку. Как вы думаете, на чем можно туда добраться? (ответы детей) Хорошо, но мы с вами на музыкальном занятии, и я вам предлагаю попасть туда с помощью музыки. Располагайтесь удобнее перед нашим экраном и внимательно вслушивайтесь в эту музыку.
Слушание: Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского, «Октябрь» из цикла «Времена года» с использованием ИКТ (презентация на осеннюю тему)
Музыкальный руководитель: Кто написал это музыкальное произведение? Как оно называется? Какая музыка по характеру? Что вы увидели на слайдах?
Ответы детей: П. И. Чайковский «Осенняя песнь»; музыка тихая, спокойная, печальная, задумчивая…
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно ответили на все мои вопросы.
Музыкальный руководитель: Тихо стало в лесу. Только слышно как ветерок шумит, да листочки шуршат. Осенью ветер бывает холодный, иногда такой сильный, что можно простыть, а вы часто болеете? Что нужно делать, чтобы не заболеть, как вы думаете?
Ответы детей: Нужно есть витамины, делать зарядку, тепло одеваться.
Музыкальный руководитель: Правильно, вот сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику, это тоже очень полезно для здоровья, мы с вами возьмем со стола листочки и тихонько подуем на них, изобразив дуновение ветерка.
(дыхательное упражнение «сдуй листочек с ладошки», затем педагог распевает детей).
Музыкальный руководитель: Мы с вами подготовили свой голосовой аппарат для исполнения песен. А теперь все вместе споем знакомую вам песню, которая называется «Осень» (сл. В. Семернина, муз. А. Арутюнова)
(исполнение песни)
Музыкальный руководитель: Ребята, вы очень красиво пели, а сейчас возьмите в руки листочки и выходите танцевать.
(Танцевальная импровизация с разноцветными листочками.)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наш экран, что там нарисовано? (лес, поляна и т. д.)
Дети следят за появлением на экране звучащих картинок и прохлопывают ритмоформулы, которые составляются на интерактивной доске из больших и маленьких грибочков, а затем помогают зайчику убежать от волка с помощью мудрой Совы. Если дети пожелают, то они могут проиграть эти ритмоформулы на детских музыкальных инструментах, соответствующих по тембру персонажам игры. В заключении, если позволяет время, дети могут придумать для Совушки свою ритмоформулу и самостоятельно составить ее на экране.
Музыкальный руководитель: А теперь настало время немного отдохнуть и расслабиться.
Ах ты, совушка-сова, (показывают руками большие, широко раскрытые глаза)
Ты большая голова! (качают головой вправо-влево)
Ты на дереве сидела, (приседают в полуприсяде)
Головою ты вертела — (повороты головой вправо-влево)
Во траву свалилася, (наклон вперед, руки вниз)
В яму покатилася! (кружение вокруг себя)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, вы сегодня в осеннем лесу помогли зайчику, спасли его от серого волка, вам понравилось играть на интерактивной доске?
(Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: До свидания, дети! До встречи на следующем занятии.
Приложение
Интерактивная авторская игра на развитие ритма «Встречи в осеннем лесу» с использованием SMART-доски.
На экране картина осеннего леса. В углах экрана изображения двух корзин с большими и маленькими грибочками в них. На экране появляется зайчик. Звучит песенка зайчика.
«За-инь-ка, зай-ка,
ма-лень-кий зай-ка».
Дети составляют ритмоформулу из грибочков, большие грибочки соответствуют четвертным длительностям, а маленькие – восьмым. Затем появляется волк. Звучит песенка волка:
«я по ле-су и-ду,
зай-ку се-ро-го и-щу».
Складывается ритмоформула из грибочков. На экране появляется Сова и поет песенку зайчику.
«се-рый волк и-дёт,
он те-бя най-дёт!»
Дети раскладывают песенку грибочками на доске. Зайка убегает. Вариант песенки для совы:
«Со-вуш-ка, Со-вуш-ка,
муд-ра-я го-ло-вуш-ка»