Филимонова Эльвира
Конспект развлечения «Пришла коляда — отворяй ворота» (подготовительная группа)
▼ Скачать
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
• Дать представление детям о цикле новогодне-рождественских святках
• Познакомить с колядой, подблюдной песней, дать представление о том, как отмечали святки на Родине у Е. В. Честнякова.
• Воспитывать интерес к творчеству Е. В. Честнякова.
Ход развлечения:
Ведущий: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе? Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещение.
Публикация «Конспект развлечения „Пришла коляда — отворяй ворота“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
С Рождества до Крещения в течении 12 дней по всей России отмечались Святки. В это время было принято колядовать. Обряд колядования – это яркое и весёлое театрализованное зрелище, наполненное музыкой, песнями, играми. Колядовщики – девушки и парни, обязательно рядились: в вывороченные на изнанку шубы, парни, иногда, в женские наряды, а девушки – в мужские, прикрывали лица смешными или страшными масками. Их называли ряжеными. Затем они отправлялись по дворам петь колядные песни, т. е. «кликать коляду».
Колядование и ряженье – это святочные обычаи. В колядках прославлялись хозяева. Им желали хорошего урожая, богадства, большого стада, благополучия. А хозяева одаривали ряженных пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами.
В каждой деревне Костромской губернии колядки были свои. А в Шаблово, пели колядки сочинённые самим Честняковым. Он, бывало, всех детишек обрядит в костюмы, в маски («личинки» по- шабловски). Всем Ефим давал музыкальные инструменты: дудки, свестульки разные и сам играл – на гуслях, колокольцах, гармошках. Дети шли, плясали, пели, приходили на чей-нибудь двор и прославляли хозяев.
Дети надевают костюмы, маски и шапочки животных, в руки берут русские народные инструменты и поют коляду (Е. В. Честнякова).
Коляда
Долго праздника мы ждали,
Все-то думали, гадали,
Как честной народ прославить
Да ещё и позабавить:
От работы отдохнуть,
Старину воспамянуть
К череду мы поспешили,
И пришёлся тот черёд
Только сёдни в этот год.
И подули мы дуду,
И позвали Коляду!
Слава! Слава!
Ряженые идут и поют: Это мы, колядовщики. Позвольте к вам войти, позвольте песенку спеть.
Долго по свету блудилась
И в лесах, и во садах,
И в далёких городах,
У вельмож и у царей,
У заморских королей
То смеялась, то рыдала,
Много разного видала,
И дорогою прямой
Воротилася домой.
Слава, Слава.
Дети: Ах вы, хитрые ребятки. Отгадайте-ка загадки:
Загадывание загадок:
• Голодна – мычит. Сыта – жуёт, малым ребяткам молоко жуёт.
• Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу.
• На дворе построен дом, на цепи хозяин в нём.
• Идёт, идёт, бородой трясёт, травки просит:
• «Ме-ме-ме, дайка вкусной мне-е-е».
Ведущий: На святочных посиделках водили святочные хороводы. Вот такой хоровод мы и исполним.
Исполняется хоровод под напевы песни «Розан-розаночек» Е. В. Честнякова.
Розан-розаночек.
По вольному свету
Станем мы летати,
По белому снегу
Саночки катати.
Припев: Розан-розаночек
Аленький цветочек – 2Р.
В разненьких цветочках,
В ясненьких денёчках
Сядем на горушку,
Сделаем избушку.
Припев: Возле ручеёчка
Около пенёчка – 2р.
Будем у шалашки
Слушать песни пташки,
Кашечки варити,
Сказки говорити.
Припев: Розан-розаночек
Аленький цветочек – 2р.
Описание хоровода.
Дети, разделившись на пары, встают в общий круг. Мальчики в парах стоят слева. Все берутся за руки.
I фигура.
Такты 1-8. Хоровод идёт вправо простым хороводным шагом.
Останавливается, дети отпускают руки.
Такты 9-16. Мальчики хлопают. Каждая девочка обходит вокруг своего
партнёра переменным шагом, возвращается на своё место.
II фигура:
Такты 1-8. Движение те же, что и в первой фигуре.
Такты 9-16. Девочки хлопают, мальчики обходят вокруг своих партнёрш
дробным шагом.
III фигура:
Такты 1-8. Движение те же, что и в первой фигуре.
Такты 9-16. Пары берутся за руки и кружатся переменным шагом.
VI фигура. Весь хоровод идёт переменным шагом и перестраивается в шеренгу. С окончанием дети кланяются.
Ведущий: А еще в такие вечера девушки любили гадать да судьбу предсказывать. А потом на посиделки приглашались парни.
Ведущий: А теперь я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру «Перелизы». Вставайте скорее в круг.
Дети и ряженые берутся за руки, образуя круг. Один встаёт в середине. Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, да все сыновья,
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И делают вот так…
При этом стоящий в середине ребёнок делает какое-либо движение, и все играющие должны его повторить.
Ведущий: А в самом конце посиделок устраивалось чаепитие.
Хлебом-солью всех встречаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем.
Говорим о том, о сём.
Вы хозяюшку потешьте- пирогов моих поешьте. (вносят угощенье).
День заканчивается чаепитием.