Фортун Яна
Конспект совместной музыкальной деятельности с детьми в старшей группе «Слушание «Детского альбома» П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, а также обобщить и закрепить уже полученные знания детей о творчестве композитора.
Задачи:
- развивать музыкальную память детей, творческое воображение, речевую активность и музыкальный вкус;
- формировать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского;
- воспитывать культуру слушания.
Дидактические материалы:
Публикация «Конспект совместной музыкальной деятельности с детьми в старшей группе „Слушание „Детского альбома“ П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
иллюстрации к музыкальным произведениям; портрет композитора; мольберт.
Аудиосредства: аудиозаписи музыкальных произведений из "Детского альбома" П. И. Чайковского; музыкальная колонка; ноутбук.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского и садятся на стульчики.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня на нашем занятии мы поговорим о великом человеке, имя и творчество которого известны на весь мир! А ещё мы послушаем его волшебную музыку! посмотрите на портрет и вспомните, про кого я говорю.
Дети называют композитора П. И. Чайковского.
- Правильно! А что вы знаете о П. И. Чайковском, ведь вам уже приходилось слушать его произведения?
Дети отвечают, что они знают о композиторе.
- Да, ребята, П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку слушают во всём мире и взрослые, и дети! Вам также знакомы некоторые музыкальные пьесы из его знаменитого "Детского альбома". Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из "Детского альбома", я расскажу вам небольшую историю о том, как П. И. Чайковский стал великим композитором и как появился его знаменитый "Детский альбом".
- Вам интересно узнать побольше о композиторе?
Итак. Перенесёмся с вами в давние - давние времена, в 19 век, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далёкие времена жил-был мальчик Петя. Родился он на Урале в небольшом городке - Воткинске (в 1840 году). В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, потому что он был очень добрым мальчиком. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. он всегда придумывал весёлые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня. Он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: "Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от неё, она не даёт мне покоя!"
Музыка, которая звучала внутри него, всё больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться играть за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию.
- П. И. Чайковский написал очень много музыкальных произведений. С некоторыми из них мы с вами уже знакомы. Давайте вспомним, какие музыкальные произведения мы слушали?
(Ответы детей: "Болезнь куклы", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков", "Баба Яга", "Утренняя молитва")
- Правильно, ребята!
Все эти музыкальные пьесы помещены в один большой знаменитый "Детский альбом"."Детский альбом" - это фортепианный цикл, который состоит из 24 музыкальных пьес, различных по характеру и содержанию. это музыкальные картинки из быта и жизни детей. В нём композитор рассказал о детских забавах, играх и огорчениях, о родной русской природе, сказках и путешествиях. А написал П. И. Чайковский свой "Детский альбом" специально для своего племянника Володи, чтобы ему было легче учиться играть на фортепиано.
Бом, бом, бом, бом.
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят
Много, много лет назад.
- Сегодня мы послушаем новую пьесу из "Детского альбома". Называется она "Игра в лошадки".
(Прикрепить к мольберту иллюстрацию произведения, рассмотреть её).
Беседа о характере произведения.
Спросить у детей: как можно играть в лошадки? Обратить внимание на то, что в самом конце музыка звучит более высоко и постепенно затихает - "лошадка ускакала".
- А сейчас мы с вами поиграем в музыкальные загадки. вы должны будете вспомнить название пьесы, которую услышите. Готовы?
Звучит "Марш деревянных солдатиков"
(Ответы детей)
Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Из всей математики
Знают только "раз - два - три".
Рассмотреть картинку с изображением солдатиков.
Беседа о характере: музыка чёткая, ритмичная, в умеренном темпе, тихая. Пьеса написана в простой трёхчастной форме, середина звучит затаённо и даже немного угрожающе.
Пальчиковая гимнастика по выбору детей
Звучит "Болезнь куклы"
(Ответы детей)
Тихо, тихо, тишина.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится
И она поправится.
(В. Берсенев)
Рассмотреть картинку "Болезнь куклы".
Беседа о характере: Какая музыка по характеру? (грустная, печальная, медленная). Что вы услышали в музыке?
(Ответы детей: как слезинки капают, как кукла вздыхает).
Звучит пьеса "Новая кукла"
(Ответы детей)
Рассмотреть иллюстрацию "Новая кукла"
Кукла новая моя, очень тебе рада я.
Положу тебя я спать на удобную кровать,
Буду песни тебе петь, буду я тебя жалеть.
Беседа по содержанию: О чём рассказала нам эта музыка? Какая она "Новая кукла"? Какая музыка по характеру? (Ответы детей: весёлая, радостная, светлая, быстрая)
Физминутка "Куклы"
Поднимает кукла руки,
Вверх - вниз, вверх - вниз!
(поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись!
(повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись!
(наклоны вперёд)
- А сейчас мы послушаем ещё одну пьесу из "Детского альбома" П. И. Чайковского "Сладкая грёза". Музыка очень спокойная, напевная и лирическая.
Грёза - это мечта. Вы умеете мечтать?
Давайте сейчас все вместе помечтаем о чем-нибудь приятном, красивом и хорошем и в этом нам поможет музыка. Для этого предлагаю вам закрыть глаза и послушать музыку. Потом мне расскажите, о чём вы помечтали.
Звучит пьеса "Сладкая грёза"
- Помечтали? теперь расскажите мне, о чём же вы помечтали. (Ответы детей)
- Ну, вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыкальная картинка из "Детского альбома" вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А теперь вам задание: в группе нарисуйте ту музыку, которая вам понравилась и запомнилась больше всего. Потом покажите мне. Договорились?
На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра. "До свидания!"
Дети под музыку П. И. Чайковского покидают зал.