наталья ушакова
«Сундучок потешек». Конспект совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности взрослого и детей
Тема: «Сундучок потешек»
Возрастная группа: вторая младшая (3-4года)
Направление: ОО «Речевое развитие»
Цель: Развитие связной речи детей 3-4 лет через русские народные потешки / малые фольклорные формы.
Задачи:
Образовательные:
Развивать речь детей посредством фольклора (повторить с детьми знакомые потешки).
Вызвать желание читать потешку громко, четко проговаривая слова.
Формировать у детей умение вести диалог.
Учить отвечать на вопросы воспитателя.
Расширять и обогащать словарный запас.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, речевой слух.
Развивать сенсорные способности (знание цвета).
Развивать и совершенствовать двигательную активность в ходьбе, прыжках.
Развивать ритмичность движений.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к фольклору.
Формировать инициативность, доброжелательность.
Формировать умение играть в коллективе.
Воспитывать умение слушать воспитателя.
Материал и оборудование: костюм для воспитателя в народном стиле, самотканая дорожка, лавки, имитация русской печи, стол, скатерть, сундук, иллюстрации к потешкам: «Петушок - золотой гребешок», «Огуречик, огуречик!», «Как у нашего кота»; игрушки: петушок, мышка, кот; магнитофон.
Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных потешек на занятиях и в повседневной жизни, в режимных моментах (умывание, одевание, прием пищи, и т. д.); народные и хороводные игры: «Карусель», «Заинька, попляши», «Огуречик, огуречик!» и др.
Ход мероприятия:
Звучит спокойная русская народная мелодия. Ребята входят в зал (группу) вместе с воспитателем, встают в полукруг.
В: Проходите ребятишки,
И девчонки, и мальчишки.
Гости здесь у нас с утра,
рады мы гостям всегда!
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть
В: Ребята, приглашаю вас к себе в гости, я хозяйка этой избы. Посмотрите, кто же это нас встречает? (На заборе сидит петушок, кричит ку-ка-ре-ку)
Воспитатель - Хозяйка «избы» берет петушка и приглашает детей присесть на лавочки.
В: Проходите, дорогие ребята, усаживайтесь на лавочки.
В: Ребята, посмотрите, какой петушок нарядный и важный. А что у петушка на головушке? (гребешок).
В: Какой гребешок по цвету? (красный)
В: А кто знает, что это такое? (это у петушка бородушка)
В: Ещё люди говорят «шелкова бородушка»
В: А какой хвост у петушка красивый. Что про него можно сказать? (Дети говорят, что знают про хвост, воспитатель следит за правильным использованием слов)
В: Слышишь, петушок, у тебя разноцветный хвост.
В: Ребята, а как поет петушок? (Хором: ку-ка-ре-ку)
В: Как вы думаете, по утрам, когда всех будит, петушок тихо поет, или громко? (Ответы детей.)
В: Ребята, а я знаю потешку про петушка.
Петушок, петушок, Золотой гребешок,
Маслена головушка, Шелкова бородушка!
Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Деткам спать не даёшь?
В: Кто еще хочет рассказать про петушка потешку? (слушаем 1-2 детей, воспитатель при необходимости помогает).
Молодцы ребята! Хозяйка обращает внимание на сундучок. «Вот сундучок не простой, расписной, с секретом», говорит Хозяйка. А в сундучке нашем картинка лежит с изображением нашего петушка (достаю из сундучка иллюстрацию «Петушок-золотой гребешок» и ставлю на стол).
В: Ребята, слышите, кто-то возле печки пищит? (пищит мышка пи-пи-пи)
В: Кто же это может быть?
Дети: Мышка.
Воспитатель предлагает детям заглянуть под лавочки, посмотреть по сторонам.
В: Пойду, погляжу. (Воспитатель выносит из-за печки мышку)
В: И, правда, мышка. Мышка в норочке живет, мышка корочку грызет.
В: Кто хочет рассказать про мышку? Это мышка. Она какая? (Маленькая, серенькая.) У мышки маленькие ушки и длинный хвостик. Мышка живет в норке, она любит корки. Мышка пищит: пи-пи-пи. (если дети затрудняются в ответе, воспитатель помогает детям).
Мышка хвалит детей: «Какие дети молодцы, много обо мне знают».
В: Ребята, мышка очень хочет с вами поиграть. Давайте ребята поиграем с мышкой в знакомую нам игру «Огуречик, огуречик!»
Подвижная игра «Огуречик, огуречик!»
На одной стороне зала/группы – воспитатель (ребёнок) «мышка», на другой стороне – дети. Они приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту в свой «домик», а педагог их догоняет.
В: Молодцы, никого мышка не поймала. А у меня в сундучке и про мышку картинка есть (достаю из сундука иллюстрацию «Огуречик, огуречик!» и ставлю на стол).
Вдруг слышится голос кота. (Мяу-мяу)
В: Ой, ребята! Мы с вами так шумно с мышкой играли, что разбудили кота Ваську. (воспитатель берет с печки кота)
В: Ладно Васька не шуми, лучше с нами посиди (усаживаю кота на лавочку)
В: Послушай какую потешку мы про тебя знаем.
В: Давайте ребята вместе потешку расскажем. Слушайте внимательно, будете мне помогать.
Воспитатель читает потешку «Как у нашего кота», а дети заканчивают строчку словами.
Как у нашего КОТА
Шубка очень хороша,
Как у котика УСЫ
Удивительной красы,
Глаза СМЕЛЫЕ,
Зубки БЕЛЫЕ.
(Воспитатель предлагает детям подойти к коту и погладить его)
В: Ребята, а у нашего кота Васьки шубка какая? А усы какие? (ответы детей)
В: Хороша шубка у кота (повторяем потешку еще несколько раз)
В: Ну что кот Василий, понравилась тебе потешка?
Кот Васька благодарит ребят за потешку.
В: Ребята, а у меня в сундучке осталась последняя картинка про кота (достаю из сундучка иллюстрацию «Как у нашего кота» и ставлю на стол).
Заключительная часть
На этом потешки не закончились. Я хочу подарить вам книгу с потешками, которую вы оставите у себя в группе.
В: Ребята, вам понравилось у меня в гостях? Много потешек мы с вами вспомнили. Потешки ребята не забывайте, и каждый день их повторяйте.
Давайте скажем нашим дорогим гостям «До свидания!»
Список используемой литературы:
1. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М. : Мозаика – Синтез, 2014.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 2010.—304 с: ил.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
4. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года. – 2-е изд. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 272 с. Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»