Надежда Контарева
Роль словесных игр в речевом развитии дошкольников. Конспект совместной деятельности педагогов, родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием дидактических, словесных игр, в работе с детьми.
Задачи:
1) показать важность работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста;
2) поделиться с родителями методами использования дидактической, словесной игры в жизни ребёнка;
3) способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях;
4)Развивать память, мышление, воображение, внимание;
План-конспект
I часть
Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играют словесные игры в развитии разных сторон речи.
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, к колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует 3000 слов, речь становится полноценным средством общения. А впереди серьезная работа по освоению родного языка, письменной речи.
Все родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе, учились легко и с интересом. Чтоб добиться отличных результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру.
В старшем возрасте дети продолжают знакомиться с фонетической стороной речи, овладевать словарным составом языка, усваивать его грамматический строй, развивать связную речь. Давайте подробнее познакомимся с основными направлениями работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста.
Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
• формирование правильного звукопроизношения;
• развитие фонематического восприятия;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания;
• умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги;
• Пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
• В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия;
• Сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта;
• С помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция, завязка, развитие событий и кульминация, развязка;
• В повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа
• Грамматически правильно использовать в своей речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо, слова, имеющие только множественное или только единственное число, глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже.
• Образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка, приставками (подснежник, подосиновик)
• Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения;
• Личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность., его состояния и настроения, внутренние переживания;
• Социально – нравственные категории (добрый, злой, вежливый трудолюбивый, честный., оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато – голубоватый., тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта;
• Название обследовательских действий, необходимых для выявлений качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал.)
• Освоения способов обобщения – объединение предметов в группы по сущесвенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты.)
• Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Сегодня мы вам предлагаем поиграть вместе с детьми. Предлагаемые игры и упражнения развивают у детей ориентировку на смысловую, грамматическую и звуковую стороны слова.
Игра «Почтальон»
Цель: Определять первый звук в слове
Каждый ребенок получает предметную картинку – письмо, которое он должен отнести в дом, где живет буква на которую начинается название картинки; назвать букву, мягкая, твердая.
«Теремок»
Цель: Чтение слогов
У каждого ребенка гласные звуки, они идут в гости к согласным звукам, которые живут в теремке. Надо постучаться и произнести слог – слияние двух звуков.
«Эстафета»
Цель: Обогащать речь глаголами
Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.
Например:
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;
кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается
ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
«Измени слово»
Цель: Изменить слова так, чтобы в них появился звук (ж)
друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок,
снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок,
творог — творожок, флаг — флажок
«Говори наоборот»
Цель: Подбирать слова противоположные по смыслу
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный,
пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый,
твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий,
«Что из чего сделано?»
Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная, нож из металла — металлический,
ведро из железа — железное, ваза из хрусталя — хрустальная,
платье из шелка — шелковое. коробка из картона — картонная, шарф из шерсти — шерстяной, булка из пшеницы — пшеничная, хлеб из ржи — ржаной, варенье из вишни — вишневое, дорога из песка — песчаная, сумка из кожи — кожаная, мяч из резины — резиновый, шуба из меха — меховая, крыша из соломы — соломенная, шарик из пластилина — пластилиновый
«Доскажи словечко»
Цель: Образование слов с суффиксом –щик
Обув – щик
Пиль – щик
Танцов – щик
Закрой –щик
Набор – щик
Кладов – щик
Упаков – щик
Литей – щик
Стеколь – щик
Кранов – щик
«Закончи предложение»
Цель: Учить составлять разные виды сложных предложений.
Наконец – то наступила зима, и
Перелетные птицы улетают на юг потому, что
В саду и в огороде собрали урожай, т к
Солнце на небе появляется редко, но
Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу и напомнить, что очень важно использовать дидактические и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Спасибо за внимание!