Оля Орешкина
Конспект самостоятельной деятельности в старшей группе с интерактивной песочницей
▼ Скачать + Заказать документы
1 зона Познавательная
Ребята, сегодня мне пришло голосовое письмо от одного моего друга учёного-вулканолога. Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой вулканолог? Вулканолог – это учёный, который изучает вулканы. Я предлагаю вам прослушать сообщение вместе.
Ребята, сегодня я обнаружил неизвестный вулкан! И мне кажется, что он вот-вот начнёт извергаться! Если у меня получится, то я обязательно отправлю вам видео того, как он извергается.
Я думаю, что было бы здорово посмотреть на это, ребята, а вы бы хотели посмотреть на извержение вулкана?
А давайте мы с вами побудем помощниками учёных – лаборантами - и изучим то, как работает вулкан.
Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется? (Земля)
Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта) .
Дети, что изображено на карте? Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом? (моря, океаны, реки) А зеленым, желтым, коричневым? (Суша, пустыни, горы)
Ребята, а что же такое горы? (Это высокие холмы.)
А из чего состоят горы? (из камней) А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются? (Вулканы) Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
А где может образоваться вулкан? (На суше, и даже в воде.) Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож? (Похож на пирамиду, конус.)
Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?(Кратер вулкана)
А на что он похож? (Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.) Ребята, а что внутри вулкана? (это магма) А огненная жидкость, выходящая из вулкана? (Лава)
Кто знает, как происходит извержение вулкана? Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
А как долго вулкан может извергаться? (один, два дня, а может и несколько лет)
После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля- например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Вулканы бывают нескольких видов. Потухшие-это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. Алмазная голова – Гавайи.
Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Тейде – Испания.
Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.
А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!
2 зона Двигательная
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
3 зона Познавательно-исследовательская
Ребята кто мне может напомнить правила поведения в интерактивной песочнице?
Ребята, давайте построим свой вулкан. Я покажу вам, как это сделать.
Воспитатель делает вулкан, дети повторяют
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Давайте сначала я покажу как делается вулкан. Мы набираем горку и делаем на ее вершине кратер. Вы запомнили? Теперь разделитесь на команды и сделайте каждый свой вулкан.
А сейчас мы с вами сами попробуем сами сделать извержение вулкана, повторите за мной.
Ребята, а теперь мы с вами посмотрим, как извергается вулкан.
А теперь я предлагаю вам сделать настоящее извержение вулкана у нас в группе! Давайте подойдём к столу. Перечислите, что здесь находится. (вулкан, стакан, вода, сода, моющее средство, гуашь, лимонная кислота, ложки)
Для начала прослушайте технику безопасности. Работаем аккуратно, не трогаем руками получившуюся «лаву».
Итак, для начала нам нужно в кратер вулкана налить немного воды, это сделаю я. Алиса, сделай, пожалуйста, воду ярко красного цвета. Хорошо. Теперь нам в эту воду нужно добавить 3 столовые ложки соды. Дима, помоги мне. А чтобы было интереснее наблюдать нам следует добавить туда немного моющего средства. Лена, добавь пожалуйста. Катя, перемешай жидкость ложкой так, чтобы сода растворилась.
Теперь нам следует сделать второй раствор в стакане. Я налью воду, а Рома насыплет туда лимонную кислоту. Вот так. Никита, размешай, пожалуйста, раствор.
Теперь у нас получилось 2 раствора для извержения вулкана. Отойдём на безопасное расстояние. А я волью жидкость.
(наблюдают за извержением)
Ребята, посмотрите, наш вулкан извергается.
*Звук прихода сообщения*
Ребята, нам пришло письмо с видео, оно наверное от моего друга, давайте мы его посмотрим.
4 зона фиксации информации и рефлексии
Ребята, скажите, у нас получилось сделать извержение таким же как у настоящего вулкана? Что вы испытали, когда посмотрели извержение? А когда мы сделали извержение вулкана у нас в группе?
Ответы детей.
Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с вулканом? Чем это грозит?
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!