тулупова оксана
Конспект родительского всеобуча «Я-Семья-род-народ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского всеобуча
"Я-Семья-род-народ"
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственного патриотического воспитания дошкольников.
Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
Публикация «Конспект родительского всеобуча „Я-Семья-род-народ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
План проведения
1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач родительского всеобуча).
2. «Посиделки».
3. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Оформление материалов к выставке по теме всеобуча.
2. Разработка сценария.
3. Проведение опроса детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
4. Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.
5. Разработка проекта решения.
II. Организационный этап
Родительский всеобуч проходит в музыкальном зале. Звучит спокойная народная музыка. Столы расположены для работы в зале (по четыре группы). На каждом столе лежат чистый лист, ручка, подставка, подносы с материалами ручного труда, программа всеобуча.
III. Вступительное слово ведущего
Ведущий приветствует родителей, сообщает тему всеобуча : «Я - семья - род - народ!», ее цель (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, обращает внимание присутствующих на программу всеобуча.
IV. Этап распределения ролей
Ведущий. Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня с вами отправимся путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.
Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. (Открывается картина, отражающая семью и быт прошлого) Избы были большими просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья.
(Фоном звучит народная песня)
Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в течение дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы «сродняемся» и живем общими заботами и радостями.
Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы (называет и ставит на стол символ) : «Малыши»; «Дети»; «Родители»; «Бабушки и дедушки».
Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.
V. «Посиделки»
Ведущий. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
(Отражается на экране)
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
В средней группе дети осваивают процессы самообслуживания полностью, соблюдают последовательность операций, овладевают новыми приемами. Воспитатель осуществляет контроль за качеством выполнения приемов самообслуживания и прибегает к эпизодической помощи отдельным детям. Одним из важных показателей успешно формирующейся самостоятельности является способность детей пяти лет увидеть без помощи воспитателя необходимость самообслуживания и осуществить соответствующие действия: заметить и устранить непорядок в одежде или обуви, вымыть испачканные руки, причесать волосы и т. д.
В средней группе содержание самостоятельной деятельности дошкольников усложняется: дети выполняют постоянные трудовые поручения (дежурства, активно участвуют в уборке группы и участка, овладевают элементами планирования коллективной игры.
В старших группах продолжается воспитание самостоятельности, развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах.
На пятом году изменяется характер взаимоотношений между детьми: поводом к общению наряду с желанием играть вместе со сверстниками выступает стремление ребенка научить других тому, что он умеет сам, поделиться своими знаниями, впечатлениями.
В старшем возрасте происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимоотношениях детей: достаточно устойчивое и активное проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству в коллективной деятельности, к достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре и труде детей.
В младшем дошкольном возрасте продолжается освоение правил личной гигиены и опрятности, культуры еды, обращения с вещами и игрушками. Большое внимание уделяется овладению правилами вежливости по отношению к взрослым и сверстникам (здороваться, прощаться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за услуги). Выполнение правил способствует воспитанию у детей элементарной организованности, самостоятельности и установлению вежливых, доброжелательных отношений с окружающими.
В средней группе закрепляются и расширяются правила бытовой культуры (культуры еды, опрятности, бережного отношения к вещам, предъявляются требования к самостоятельному выполнению их детьми. Особое значение придается активному освоению культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Формируются навыки культуры речи. К 5 годам дети должны научиться поддерживать вежливый, приветливый тон в общении со старшими и сверстниками, внимательно относиться к требованиям взрослого, выполнять его поручения и указания, бережно обращаться с вещами и игрушка ми, содержать их в порядке, соблюдать правила личной опрятности и культуры еды.
В старшем дошкольном возрасте формирование привычек культурного поведения связывается с воспитанием чувства уважения, доброжелательности к окружающим людям, чуткости к их душевному и физическому состоянию, формируется достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками (в общении, в разных видах деятельности); о правилах обращения с предметами и вещами; о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости и т. п.).
В младшем и среднем дошкольном возрасте закладываются самые первые основы чувства любви к родителям, к своей семье, к детскому саду, родному городу, природе родного края.
С младшего возраста проводится большая работа по воспитанию у детей чувства любви к родным, к семье. Любовь детей к матери развивается постепенно от чувства привязанности, нежности к чувству благодарности за любовь и заботу.
В целях воспитания у детей 3—5 лет любви к матери в детском саду детям читают рассказы и сказки о мамах, разучивают с ними стихи, песни, рассматривают картины, иллюстрации в детских книгах соответствующего содержания. Воспитатель часто беседует с детьми о мамах, напоминает, как они любят своих детей, заботятся о них. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у детей активную любовь к маме, к близким, сформировать желание проявлять заботу о них, помогать, делать приятное. По предложению воспитателя дошкольники изготавливают несложные поделки в подарок маме, делают рисунки для
выставки, принимают участие в утреннике, посвященном 8 Марта.
В средней группе воспитатель часто предлагает детям рассказать о том, как они помогали маме в выходной день.
В младшей группе начинается воспитание любви к родным местам: городу, поселку, деревне. Родина начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой он живет и где расположен его детский сад.
В средней группе детей знакомят с улицами, некоторыми общественными зданиями: школой, театром и т. д., с работой людей по благоустройству города (строительство новых домов, дорог, посадка деревьев, цветов).
В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, уважения к тем, кто добросовестно трудится, к людям других национальностей. Детей старшего возраста знакомят с предметами символики государства: Гербом России, Государственным флагом России, гимном России, а так же символикой малой родины (Оренбурга); с традициями своего народа, со своей родословной.
Рассказывают о воинах Российской Армии — защитниках Родины, о природе родной страны, о столице России — Москве и других крупных городах страны.
Одновременно происходит воспитание любви к детскому саду как второй семье ребенка. Этому объективно способствует организация жизни детей в детском саду: интересная деятельность, радостные совместные переживания, участие в общих праздниках, дружное общение с товарищами, заботливое материнское отношение воспитателя к детям.
В младшей группе начинается знакомство детей с трудом работников детского сада, раскрывается гуманистическая направленность их деятельности, формируется ответное чувство благодарности и уважения за заботу. Воспитатель учит конкретным способам проявления благодарности (не сорить, поднять оброненную вещь и т. п.).
Задание 1. Разминка.
1. Мудрые мысли. (Приложение А.)
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.
2. История фамилии.
Участники собрания рассказывают о своей фамилии.
Ведущий. Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Чем больше будет звучать в нашем доме теплых, добрых, ласковых, вежливых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.
Задание 2. Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.
• «Малыши» — о маме.
• «Дети» - о папе.
• «Родители» - о старшем поколении.
• «Бабушки и дедушки» - о внуках.
(Время на подготовку 1 минута. Записывают все слова, а затем один представитель от команды их зачитывает.)
Ведущий. Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом. Не скупитесь на добро.
Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте or детских глаз и ушей свое искреннее восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть удобные слова будут главными словами ваших детей.
Задание 3. А теперь проанализируем ответы наших детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
1. Представляется детское интервью.
Вопросы для детей:
1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть -O-. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
2. Представляется интервью с родителями.
Вопросы для взрослых:
1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку.
2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал.
3. В хорошей семье всегда.
4. Нельзя прожить без.
5. Если бы я нашел клад, то.
6. Если бы я все мог, то.
Задание 4. Музыкальная пауза - исполнение детских песен с нравственным содержанием (например, «Когда мои друзья со мной», «Ты - человек») по 1 куплету (по очереди).
Ведущий. А сейчас мы поговорим о правилах общения семье.
Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу с рождения до 10 лет.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, в и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка- камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.
Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. Зачем?" - спросил отец. "Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя. "».
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она - лишь внешнее проявление культуры. Речь идет нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях.
Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.
Родители знакомятся с памяткой «Правила общения в семье» (зачитывают) (приложение Б).
Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность - источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость.
В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.
Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын - мешочек; у мамы веретено, у дочки - веретенце.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
Задание 5. «Рукодельница». Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.
На сегодняшних посиделках всем членам нашей большой семьи - свой «урок».
«Малыши» - изготовляют украшение (игрушку) из бумаги.
«Дети» - оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т. д.).
«Родители» - изготовляют игрушку-куколку из ткани, ниток, гороха.
«Бабушки и дедушки» - демонстрируют разные способы придания формы булочкам из слоеного теста.
(Готовые поделки собираются, демонстрируются, в дальнейшем из них оформляется выставка в группе.)
Ведущий. В дружной семье любое дело ладится! Потрудились вы на славу! Украсили свои поделки от души!
Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Мы предлагаем вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».
Задание 6. Инсценировка (приложение В).
В е д у щ и й. В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.
VI. Подведение итогов всеобуча
Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что они не прошли для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая ваша семья станет надёжным звеном в цепочке Я - семья - род - народ!
VII. Принятие решения собрания