Лобашева Людмила
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Парус» детский сад №30
г. Воскресенск Московской области
Конспект родительского собрания
во второй группе раннего возраста
«Развитие речи детей 2-3 лет»
Воспитатель:
Лобашава Л. В
Февраль 2020г.
Публикация «Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста „Развитие речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Развитие речи детей 2-3 лет»
Цель:
-Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
-Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе
-Повышение педагогической культуры родителей.
Добрый вечер! Спасибо, уважаемые родители, что вы нашли время и пришли на собрание. Тема собрания «Развитие речи детей 2-3 лет»
Всем известно, что ведущую роль в развитии речи ребенка принадлежит семье. Семья- это источник который питает человека с рождения, знакомит с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.
Во время пребывания ребенка в детском саду. мы составляем треугольник и во главе этого треугольника конечно же стоит ребенок. Чтобы помочь ребенку развиваться мы воспитатели и родители должны объединиться, только совместными усилиями мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Сегодня наш разговор пойдет о развитии одного из важных познавательных процессов человека -речи.
Речь — это форма общения. Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в школе. Нарушение же речи отражается на формировании детского характера, т. е. не исправленный вовремя дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Ребенок с хорошо поставленной речью легко вступает в общение с окружающими
Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста :
1. Обеспечить детей разными играми и игрушками развивающими речь. (Лото, конструктор, пирамидки, мазаика)
2. Стимулировать общение с детьми в семье.
3. Развивать мелкую моторику рук
4. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Работа по развитию речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, на занятиях ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, чтение художественной литературы, в игровой деятельности.
Большое значение для развития речи является обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдения за природой, ознакомление с предметами ближайшего окружения.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.
Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу — великого учителя.
Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем:
• поговорит с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
• в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;
• посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
• загадать загадку и найти отгадку;
• поискать приметы времени года;
• познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;
• прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности.
Развивая речь ребенка нужно заботиться не только о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова которые он слышит и произносит были наполнены для малыша живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому знакомя малыша с новым объектом, необходимо вместе с малышом внимательно рассмотреть объект, сообщить название. Показ необходимо сочетать с активными действиями ребенка. Детям многократно повторяют новое слово. Например, это помидор. Что это? Повтори Помидор красного цвета. Какого цвета помидор? Помидор круглый. Какой помидор по форме? Детям нужно задавать вопросы : кто это? Во что одет? Что у него в руках и т. д. Готовите на кухне, расскажите ребенку о продуктах, овощах с фруктах, расскажите что вы делаете, например мою картошку, чищу, буду ее жарить на сковороде. Печете пироги, пусть ребенок участвует в этом процессе, дайте ему кусочек теста. Лепка из теста так же развивает мелкую моторику рук.
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Поэтому необходимо вести работу по закреплению правильного звукопроизношения. Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.
Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С…»
.Игра «На машине»
Открываем бак (имитируем открывание бака)
Заливаем бензин с- с- с
Закрываем бак (имитируем закрывание бака)
Заводим мотор д- д- д- д- д
Подаем сигнал бип-бип-бип
Чистим стекла вжик-вжик
Колесо прокололи пш-пш
Накачиваем колеса с- с- с- с.
Закреплять звукопроизношение можно с помощью чистоговорок.
Например, УК- ук- ук –котик чистит лук.
Бы- бы- бы идет дым из трубы.
Ха-ха-ха не поймала петуха.
Большое значение для развития речи играют пальчиковые игры.
Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
«Комарик», «Капусту рубим», «Быстро тесто замесили» и т. д.
В «Уголке для родителей «вашему вниманию предоставлены папки «Картотека чистоговорок, Картотека пальчиковых игр»
Большую роль в развитии речи играет чтение художественной литературы: сказок, потешек, стихов рассказов.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Перед чтением нужно убрать все игрушки с поля зрения ребенка, все что может помешать слушать рассказ или сказку.
Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом ребенка.
Показывайте детям красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст.
Во время чтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети могут продуктивно заниматься не более 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.
Обязательно задавайте ребенку вопросы по прочитанному. Прививайте с детства у ребенка любовь к книге, бережное к ней отношение.
Как сделать чтение интересным
Задавайте вопросы после прочтения сказки. Подумайте вместе с ребенком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы (Квакает лягушка, рычит медведь, пищит мышка).
Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребенку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как дед тащил репку. Как дед с бабой били –били по яйчку, как испугалась баба потеряв гусей, вместе с ребенком спойте песенку колобка, при чтении сказок, потешек давать возможность договаривать слова, например, лягушка …. (квакушка, пошла Маша в лес и (заблудилась) и т. д.
Можно загадывать детям загадки по сказкам
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(петушок)
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)
Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок золотой гребешок)
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .
• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даё т полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги. Например, где сидит белка? (На стуле, под стулом, за стулом.)
• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это)
-Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что можно с ним делать?
Какой зайка? (мягкий, пушистый)
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
В «Уголке для родителей «вашему вниманию предоставлены папки «Сборник чистоговорок», «Сборник пальчиковых игр»
Подведение итогов собрания
Уделять должное внимание развитию речи ребенка- больше общаться, заучивать короткие стишки
Ежедневно читать детям книжки.
Поощрять в семье занятия ребенка играми с конструктором, пазлами, способствующими развитию мелкой моторике рук.