Анна Хомутинникова
Конспект родительского собрания «Здоровье ребёнка в наших руках» в форме педагогической гостиной
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Систематизация знаний родителей о факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада;
2. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
Предварительная работа:
• анкетирование родителей «О здоровье вашего ребенка» (Приложение 1);
Публикация «Конспект родительского собрания „Здоровье ребёнка в наших руках“ в форме педагогической гостиной» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• презентация «Здоровье ребенка в наших руках» (Приложение 2);
• подготовить карточки для игры «Составь меню»;
• распечатать для всех родителей памятку хорошего сна (Приложение 3);
• подобрать физкультминутку для родителей;
Ход собрания
Воспитатель:
- Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье.
Как гласит восточная мудрость «Здоровье – это вершина, которую должен каждый «покорить сам» (слайд 1)
Тема нашего собрания : «Здоровье ребенка в наших руках» (слайд 2)
Воспитатель:
- Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Наша задача: научить, не только сохранять здоровье ребенка, но и укреплять его. В дошкольном детстве происходит интенсивный рост и развитие ребенка, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Воспитатель:
- Уважаемые родители, назовите, пожалуйста, факторы, влияющие на состояние здоровья (ответы родителей)
Факторы: (слайд 3)
- Развитие здравоохранения – 10%
- Экология – 20%
- Наследственность – 20%
- Образ жизни – 50%
Воспитатель:
- Обратите внимание на то, что Образ жизни составляет 50% (слайд 3)
Воспитатель:
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
(Ответы родителей)
Воспитатель:
- Совершенно верно, чтобы быть здоровым необходимо : (слайд 4)
соблюдать режим дня, спать не менее 7-8 часов в сутки, правильно питаться, соблюдать правила личной гигиены, находиться на свежем воздухе, закаляться, заниматься физическими упражнениями. И еще немаловажным является благоприятная психологическая обстановка в семье, отказ от вредных привычек взрослых, а также избегать несчастных случаев (слайд 4)
1. Рубрика «Режим дня» (слайд 5)
Воспитатель:
- Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности, дисциплинирует детей, приучает к определённому ритму. Вот компоненты режима дня.
- сон (ночной и дневной)
- питание (соблюдение интервалов)
- прогулка (2 раза в день)
- отдых
- игра
- деятельность (познавательная, художественная, музыкальная и др.)
- двигательная активность.
2. Рубрика «Сон» (слайд 6)
Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. Для детей дошкольного возраста нормальная продолжительность сна 10-12 часов (обязательно дневной сон). Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым. Для хорошего сна нужно соблюдать определё нные правила:
1. Перед сном не наедаться.
2. Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.
3. Спать нужно в легкой одежде.
4. Хорошая физическая нагрузка в течение дня способствует крепкому сну.
5. Проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи).
6. Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.
7. Для детей не рекомендуется перед сном активная деятельность, которая возбуждает ребенка.
8. Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.
(Заранее приготовленные памятки раздаются каждому родителю)
3. Рубрика «Здоровое питание» (слайд 7) Немаловажное значение для здоровья имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Правильное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, магнием, медью). А так же белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Неправильное питание является причиной множества заболеваний. Ребенка учим, есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока и последующим пищеварении.
Так чем же и как кормить детей, какие продукты должны преобладать в детском рационе?
Давайте рассмотрим «10 самых полезных продуктов для растущего организма»
1. Молоко и молочные продукты.
Всем известно, что молоко является важнейшим продуктом детского питания. Молоко быстро переваривается, при этом содержит в себе белки и жиры, а также они содержат полезные для кишечного тракта молочнокислые бактерии.
2 Яйца.
Несмотря на свой маленький вес, яйцо содержит в себе все необходимые питательные вещества. В нем содержаться белки, жиры, витамины, минералы. Белок яйца отличается от других пищевых белков тем, что он усваивается организмом легче других. Лецитин, входящий в состав яйца, способствует значительному улучшению памяти, мозговой деятельности человека.
3. Каши.
Каши должны составлять ежедневный рацион питания ребенка. Что бы знать какие каши для детей самые полезные, нужно знать какие витамины и микроэлементы содержаться в злаке. По старинке многие думают, что манная каша полезная для детей, но это не так. В манной каше содержится много крахмала и белка, поэтому совершенно не подходит для детей. Наиболее полезная овсяная каша – это незаменимый источник витаминов и полезных веществ. В овсяной крупе содержится большое количество фосфора и кальция, необходимого для формирования и развития костной системы. Включите обязательно в ежедневный рацион овсяную кашу, это будет полезным для каждого члена семьи.
4. Мясо.
Важно, что в мясе содержатся витамины, белок, и аминокислоты, необходимые ребенку для развития. Лучше будет если ребенку поначалу давать крольчатину или индейку, они менее алергенны. Крольчатина считается очень ценным диетическим продуктом. Оно не жирное и при этом содержит массу витаминов и микроэлементов. Телятина также рекомендована для питания маленьких детей. Самым полезным считается мясо говядина, свинина, баранина, именно это мясо является богатейшим источником железа и полноценного белка. Тем не менее, регулярное употребление мяса вредно для здоровья, из-за наличия в нем насыщенного жира, поэтому рекомендуется употреблять мало в умеренном количестве.
5. Печень.
В печени много полноценных белков, в ее состав входят железо и медь, и этот продукт быстро и легко усваивается. Железо необходимо нашему организму для нормального синтеза гемоглобина. Кроме этих элементов печень содержит также магний, фосфор, цинк, кальций, которые благотворно действуют на наш организм
6. Рыба.
В мире не так много продуктов, которые были бы богаты полезными для сердца и сосудов омега-3-жирными кислотами и всеми незаменимыми аминокислотами. В рыбе содержатся витамины А, D, E, а также, железо, фосфор, кальций, магний, цинк. Также рыба является одним из главных источников высококачественного белка.
7. Фрукты.
Особую ценность представляют ягоды и фрукты как источник витаминов, которые играют большую роль в развитии организма ребенка. Фрукты и ягоды повышают жизненный тонус организма, его физическую и умственную работоспособность и сопротивляемость к различным болезням.
8. Овощи.
Овощи богаты клетчаткой, очищающей наш организм, также они богаты практически всем комплексом витаминов.
9. Орехи.
Для детей самыми полезными являются грецкие орехи, фундук и кедровые орешки. Орехи являются хорошим источником растительного белка. Не смотря на все полезные свойства этого продукта, его лучше не давать ребенку до 3 лет, так как это весьма аллергенный продукт. Высокая калорийность и большое содержание жиров, трудность в усвоении этого продукта ограничивают использование орехов в детском рационе.
10. Вода и соки.
Баланс воды в организме должен пополняться за счет питья жидкости: воды, сока, чая и т. д.
Сок – это кладезь всевозможных полезных веществ. Важно что бы сок был натуральным и свежевыжатым, вода очищенной. Не забывайте, что на некоторые фрукты у детей, как и у взрослых, может быть аллергия.
Игра «Составь меню» (слайд 6)
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с различными продуктами питания. Составьте рациональное и полезное меню на завтрак, обед, полдник и ужин.
4. Рубрика «Прогулка» (слайд 7)
Воспитатель:
- Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.
Большинству кажется, что в холодное время года на прогулке ребенок может замерзнуть и непременно заболеть, особенно в зимний период. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных погодных условий. Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице, по меньшей мере, 2-4 часа в сутки, а летом ребенок может проводить вне дома как можно больше времени. В д\саду мы гуляем с младшими детьми до 15% мороза, а со старшими до 20%. Прогулка на свежем воздухе важна для каждого человека, и особенно для детей. Она позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние ребенка.
1. Во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
2. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ.
3. Прогулка дает детям возможность в подвижных играх, трудовой деятельности, разнообразных физических упражнениях удовлетворять свои потребности в движении.
4. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
5. Рубрика «Закаливание» (слайд 11)
Воспитатель:
- Закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет. Конечно, родители боятся начинать закаливать своих детей в домашних условиях.
Различают закаливание воздухом, солнцем, водой.
• Закаливание солнцем – эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка. Успешно используется закаливание солнцем в борьбе с рахитом. А ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний.
• Закаливание воздухом следует начинать с воздушных ванн, которые полезны как детям, так и взрослым, в том числе бабушкам и дедушкам. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур.
• Контрастные ножные ванны являются хорошей профилактической закаливающей процедурой против ангин и катаров верхних дыхательных путей. Подобные процедуры рекомендуется выполнять по утрам, после сна.
• Обтирание - мероприятие подготавливающее организм человека к таким закаливающим процедурам, как обливание и холодный душ.
• Обливание водой - закаливающая процедура, которую следует начинать летом.
• Душ - закаливающая процедура, которая сочетает в себе температурное и механическое воздействие. Душ прекрасно тонизирует организм, поэтому его целесообразно делать утром, днем и вечером, а так же после физических упражнений.
Некоторые правила закаливания ребенка
Закаливающие процедуры окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех.
Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.
Станьте примером для подражания.
Процедуры должны проводиться систематически.
Продолжительность процедур увеличивайте постепенно.
Не допускайте переохлаждения ребенка.
Одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (Дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки)
Ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды)
Укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
После сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
В помещении ребенок должен находиться в легкой одежде;
Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.
Если мы будем придерживаться основных правил закаливания ребенка в домашних условиях, мы сможем защитить ребенка от частых простуд и хронических заболеваний и плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.
7. Рубрика «Двигательная активность» (слайд12)
Двигательная активность – естественная потребность ребёнка, такая же важная, как сон и еда. В детском саду организации двигательного режима уделяется большое внимание. Этому служат: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная активность детей в физкультурных зонах в группах, динамические паузы на занятиях, чередование статических и динамических видов занятий, подвижные игры на прогулках и др. Важным условием укрепления здоровья ребёнка является выполнение единого двигательного режима в детском саду и дома. В выходные дни этот вопрос можно решить с помощью занятий спортом, активного отдыха.
Сегодня хотелось бы предложить разучить физкультминутку, которую можно выполнять с детьми дома.
Мы ногами топаем,
А руками хлопаем.
Носок-пятка, носок-пятка,
А теперь пойдём вприсядку.
Приседаем, приседаем,
И как птички мы летаем.
На носочках потянулись.
За грибочками нагнулись.
А теперь скорей бежать,
Никому нас не догнать.
8. Рубрика «Личная гигиена» (слайд10)
Воспитатель:
- Не маловажным в сохранении здоровья является соблюдение правил личной гигиены. А для этого с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, зубами.
Очень важно соблюдать режим дня, который обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что способствует постепенному формированию навыков, привычек, культуры поведения и личной гигиены.
В д\саду уделяется много внимания формированию у детей культурно – гигиенических навыков.
К четырем годам ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры:
Во время еды: правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; есть с закрытым ртом, хорошо пережевывая пищу;
Во время умывания: мыть руки и лицо, засучивая рукава не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, сухо вытираться своим полотенцем, вешать его на отведенное место.
Уметь замечать непорядок в одежде самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
Одеваться и раздеваться самостоятельно, в определенной последовательности; уметь выворачивать одежду на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее; застегивать и расстегивать пуговицы.
Соблюдать правила культурного поведения (говорить спасибо, пожалуйста, благодарю и т. д.)
8. Рубрика «Благоприятная психологическая обстановка в семье»
Воспитатель:
- Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Психологи считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. А для того, чтобы в семье всегда была благоприятная обстановка постарайтесь
«Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).
Обращать внимание и заботиться о близких людях (от вашего внимания зависит счастье семьи).
Слушать, что говорят другие члены семьи
Ободрять других (оптимистам жить легче).
Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
Не вступать в конфликты друг с другом.
Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент)
Всячески избегайте семейных сцен и шумных разборок в присутствии ребенка (это очень пугает малыша) В семьях, где этим правилом пренебрегают, дети растут нервозными и испуганными. Бывает, что присоединяется и логоневроз. А родители потом не скрывают удивления по поводу того, что их малыш заикается.
Воспитатель: Воспитывайте своих детей в тёплой семейной атмосфере.
9 Рубрика «Отказ от вредных привычек» (слайд12)
Воспитатель:
- У каждого человека есть свои вредные привычки, и это практически для всех проблема, которая играет далеко не последнюю роль в их жизни. Самыми распространёнными привычками, вредящими здоровью человека, являются: курение, алкоголизм, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером.
– Дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. Даже если вы стараетесь курить подальше от ребенка — на кухне возле форточки, в ванной комнате или в коридоре, все равно часть дым проникает в детскую комнату. В этом случае ребенок является так называемым пассивным курильщиком. Кроме того, такие дети несколько отстают в психическом и физическом развитии, у них нарушен сон, они более капризны и раздражительны.
- Ребёнку плохо, когда родители выпивают в присутствии его. Многие родители предпочитаю провести выходные за бутылкой пива и за телевизором, чем уделить время ребёнку. Родители – вы теряете «золотое» время близкого общения с ребенком. Не удивительно, что в таких семьях дети болезненны, нервозны, запуганы, плохо развиты психически и физически.
- Телевизор и компьютер - источник излучения. В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. В дошкольном возрасте ребенок должен смотреть телевизор 10-15 минут.
И каждая из этих вредных привычек не имеет абсолютно ничего общего со здоровым образом жизни.
Не забывайте взрослые – вы пример для своих детей. Трудно сказать ребенку «нет», если вы сами это делаете.
10 рубрика «Несчастные случаи»
Воспитатель:
- Тяжёлые последствия для здоровья ребёнка имеют травмы и несчастные случаи. Что в условиях дома может представить опасность для жизни ребёнка? (Ответы родителей)
Воспитатель:
-Дети очень любознательны и во всём стараются подражать взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, пуговицы, булавки). Иногда их сосут. Засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела попадают в дыхательные пути (семечки, орехи, монеты, вызывают угрозу жизни ребёнка. Опасны и оставленные на виду лекарства. Поэтому родителям следует :
• Постоянно контролируйте действия ребёнка и рассказывайте, что и где опасно.
• Храните в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства.
• Закрывайте окна и балконы.
• Не отпускайте ребенка дошкольного возраста одного на улицу. Ведь там еще больше опасностей.
• Объясните ребенку, что нельзя разговаривать с чужими людьми на улице.
Воспитатель:
Свое слово хочу закончить известной притчей.
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было…
Желаю всем, чтобы в каждом доме было место и Здоровью, и Богатству, и Любви! Все в наших руках, стоит только захотеть.