Жанна Садчикова
Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Для этого необходим целый ряд условий, среди которых важное место занимает развитие речи ребёнка.
До 5 лет идёт активное развитие речи : формирование правильного звукопроизношения, развитие словаря, слухового восприятия, формирование грамматического строя (правильное построение высказывания, вырабатывается умение правильно употреблять различные части речи.
Публикация «Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Если к 5 годам речь ребёнка не исправилась, то это оказывает неблагоприятное воздействие на все сферы личности ребё нка: его психическое, умственное, эмоциональное развитие. Страдает память, внимание, мышление, познавательная деятельность, межличностное общение.
Недостатки развития речи приводят к тому, что в школе ребёнок сталкивается с серьёзными проблемами при чтении, письме (как слышу, так и пишу, устных ответах. Из-за неумения ясно и чётко выразить свою мысль возникают трудности в общении со сверстниками и, как следствие, замкнутость, необщительность, эмоциональная угнетённость, стрессы.
Для коррекции звукопроизношения у детей в нашем детском саду проводятся индивидуальные и фронтальные (со всей группой)
занятия. На индивидуальных занятиях проводится работа по постановке звуков, по введению их в речь; работа по развитию словарного запаса, слухового внимания.
На фронтальных занятиях дети знакомятся с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»; учатся выделять звуки в словах, определять место звука в слове. Так же проводится работа по обогащению словарного запаса, по овладению детьми основными грамматическими формами:
- единственное и множественное число существительных;
- употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени, прилагательных, наречий, предлогов, суффиксов и т. д. ;
Для более успешного достижения цели необходимо согласованное участие в данном процессе как логопеда, воспитателей, так и родителей. Дома необходимо создать для ребё нка благоприятное речевое окружение: это, в первую очередь, правильная, грамотная речь членов семьи. Нельзя сюсюкать, повторять ошибки речи детей, так как это способствует закреплению неправильного произношения у ребёнка. Родители должны поправлять ошибки в произношении, исправлять неточности, давать правильный образец речи, показывать правильную артикуляцию, поощрять речевую активность детей. Для обогащения словарного запаса детей очень полезно чтение, придумывание, пересказ сказок, рассказов; беседы о событиях дня, заучивание стихов, потешек, пословиц, поговорок; объяснение непонятных ребёнку слов.
Также хорошо на формирование речи влияет развитие мелкой моторики рук. Дома можно предложить ребёнку раскрашивание книжек-раскрасок, рисование узоров, игры с пуговицами, шнуровками, крупами, макаронами (выкладывание узоров, рисунков, нанизывание на нитку, верёвочку, изготовление бус и т. п.). Эти задания развивают мелкую моторику, фантазию ребёнка, очень нравятся детям, так как проходят в форме игры и не требуют особых затрат.
Важно помнить, что при проведении таких игр в целях безопасности ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра!
Ни при каких обстоятельствах нельзя ругать, стыдить ребёнка за недостатки произношения, тем более передразнивать, смеяться над ним. Чтобы у ребёнка не развивался комплекс собственной неполноценности все ошибки, недостатки произношения необходимо поправлять мягко, доброжелательно, деликатно.